Днем 17 августа в Одинцовском районе Подмосковья во время перелёта с аэродрома Кубинка в Жуковский разбился воронежский самолет Ил-112В. Находившиеся на борту летчик-испытатель и герой России Николай Куимов, летчик-испытатель первого класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель первого класса Николай Хлудеев погибли. Следователи завели уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Ил-112 считается первым российским самолётом, полностью созданным в постсоветское время. Его путь в небо растянулся на десятилетия и был связан со многими неудачами. Казалось, что проблемы позади, но катастрофа под Кубинкой, без сомнения, заставит вновь заговорить о надёжности машины, предназначенной на смену постаревшей «рабочей лошадке» - Ан-26.
Ветеран неба
Говоря об этой трагедии, невозможно не вспомнить катастрофу Ан-26, которая произошла месяц назад на Камчатке. Тогда отчётливо прозвучал вопрос: почему на наших воздушных линиях машина, созданная более полувека назад?
Разработка киевского КБ Антонова по праву считается одним из самых удачных произведений советского авиапрома – всего было выпущено около 1,4 тысяч машин двух десятков модификаций. И сегодня в странах бывшего социалистического блока используются больше трёх сотен этих самолётов, из них не меньше половины – в России.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/024/763/eb7122354964b37d9ac832fb58d03679.jpeg)
Но уже к началу 1980-х стало понятно, что Ан-26, так же, как и Ан-24, модификацией которого он является, морально устаревает. КБ Ильюшина разработало турбовинтовой Ил-114, который должен был заменить Ан-24 на ближних магистралях. Производство машины предполагалось поручить Ташкентскому авиазаводу, но развал страны советов положил конец этим планам.
И Ан-26 так же активно трудился, в том числе в качестве основного лёгкого транспортного самолёта российских вооружённых сил. В начале 2000-х военное ведомство провело конкурс на разработку новой «рабочей лошадки». Победил новый проект «Ильюшина» - Ил-112В. Опытный образец должно было выпустить «Воронежское акционерное самолётостроительное общество», но финансирование неожиданно было свёрнуто.
Долгожданный полёт
К проекту вернулись только в 2013 году. Вопрос по-прежнему стоял ребром: новую машину ждала не только армия – требовалось заменить Ан-26 на северных перевозках.
Однако трудности на этом не кончились. В апреле 2019 года машина была готова, но первый полёт обнаружил перегруз в три тонны и проблемы с центровкой – слишком тяжёлый хвост.
В этом не было вины воронежского завода – ответственность за недостатки лежала на разработчике – авиационном комплексе им. С.В. Ильюшина. Устранение недостатков заняло два года. Сначала было объявлено, что второй полёт состоится в апреле 2020, но его перенесли, сославшись на пандемию. В итоге вновь самолёт поднялся в небо только 30 марта 2021 года – на этот раз испытания были признаны удачными.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/024/761/98b48d427831274a50f951a5366fc93c.jpg)
В «Объединённой авиастроительной корпорации» рассказали о планах серийного выпуска до 12 машин в год. Было приятно осознавать, что новый самолёт – законнорожденное детище российского авиапрома: двигатели выпущены Объединённой двигателестроительной корпорацией, шасси, гидравлику и систему электроснабжения разработал холдинг «Технодинамика», автопилот – концерн «Радиоэлектронные технологии».
Максимальная грузоподъёмность самолёта – пять тонн. Предполагается, что в войсках он будет перевозить личный состав, вооружение и лёгкую боевую технику.
Речь шла и о том, чтобы в перспективе использовать Ил-112В для гражданских перевозок. В ВАСО утверждали, что он вполне приспособлен к тяжёлым северным условиям – способен использовать необорудованные аэродромы и грунтовые взлётно-посадочные полосы. Крейсерская скорость – 470 км/ч. Дальность полёта с максимальной нагрузкой – 1200 километров.
Очевидно, что теперь эти планы - под вопросом. Отправят ли модель на доработку или поставят на проекте жирный крест? Каким бы ни был вердикт экспертов, ясно, что российский авиапарк может остаться без жизненно необходимой машины.