Новая стратегия образования провозгласила замену репетиторства бесплатными услугами. По мнению разработчиков нововведения, принятие этой инициативы сократит количество родителей, которым приходится оплачивать дополнительные занятия для своих детей.
Один из авторов новой стратегии, проректор ВШЭ и экс-министр образования Татьяна Васильева в ответ на критику пояснила, что никто не собирается запрещать разные варианты репетиторства, речь идёт лишь о том, чтобы предложить семьям бесплатные варианты подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. То есть задача в выравнивании возможностей – чтобы те, кому нанимать репетиторов не позволяет семейный бюджет, получили альтернативу бесплатных занятий.
Баллы и рейтинги
«Отметить или чем-то заменить дополнительные платные уроки, с моей точки зрения, – утопия, – считает педагог из Воронежа Елена Воронина. – Я убеждена, что именно репетиторство помогает школам держать высокий уровень баллов. И дело здесь не в стоимости урока, а именно в качестве знаний и индивидуальном подходе».
Да, нынешняя школа «заточена» на итоговое тестирование – чем выше баллы, тем выше рейтинг школы и её директора, и без дополнительных занятий этого не добиться. Часто виновата в этом и сама школа.
«В начале учебного года нам объявили, что будут дополнительные бесплатные занятия, – говорит мама девятиклассника из Липецка. – Потом учитель попросил индивидуально каждого родителя от них оказаться».
Нагрузка на учителя сейчас такова, что ни о каких дополнительных занятиях в школьных стенах речи не идёт – нет времени и сил.
«Детей собрали на платный дополнительный урок, – делится опытом тамбовчанка Валентина Овчаренко, – а, по сути, предложили почитать тот же учебник».
Одним из рьяных противников репетиторства выступил Рособрнадзор. «Бурное развитие… репетиторства не может не пугать, - высказался глава ведомства Анзор Музаев. – Понятно, что репетитор – это учитель, ушедший из школы, надо сделать всё, чтобы вернуть его обратно».
Проблему предложено решать, введением в школах единого перечня учебников и образовательных программ, что, по убеждению чиновников, «стандартизирует процесс обучения, и дополнительные услуги станут не нужны».
Цена на качество не влияет
«Дополнительные платные занятия были, есть и будут, – уверена репетитор из Орла Надежда Федосова. – И дело здесь не в стоимости урока, а в подходе, репетитор берёт на себя ответственность за итоговый результат и даёт гарантию».
Как это ни странно, но дистант стимулировал онлайн репетиторство и унифицировал его. Средняя цена урока в Воронеже сейчас составляет от 600 до 1500 рублей. В Липецке, Курске и Белгороде чуть меньше – 600-800 рублей. Аналогично в Орле и Тамбове. Но это «лукавые» цифры. Соотношение цена-качество он них не зависит.
«Мы наняли супер учителя по английскому, платили полторы тысячи, – сетует отец белгородского старшеклассника Евгений Рагозин. – Через две недели поняли, что нет понимания и контакта. Нам посоветовали педагога-пенсионерку из соседнего города, она взяла 300, потом 500 рублей за урок, на третьем занятии у ребёнка появился интерес и результат».
Более того, репетиторство давно стало профессией, а не подработкой. Например, по статистике, среди самозанятых в Орле примерно половина занимается именно уроками. Да и в целом по Черноземью ситуация похожая. При поиске учителей в сети сразу же «выскакивает» 900 предложений.
«Я работала в школе давно, после института, потом в вузе, потом – декрет, после чего оформила самозанятость и провожу примерно по 5-6 уроков в день, без выходных, – говорит курянка Наталья Шеховцова. – Ученики со всей страны, и я не понимаю, зачем это отменять или подменять, так как есть спрос».
Опять же по статистике учитель, ушедший из школы «в свободное плавание», назад не возвращается. Он сам себе начальник и контролёр. Желание объединяться реализуется в многочисленных онлайн-школах, которые уже стали почти альтернативой государственного образования. Однако новая стратегия ставит перед собой жёсткие цели и сроки. До конца нынешнего года в школах должны появиться единые учебники – это стандартизирует процесс обучения, и дополнительные услуги будут не нужны. А до 2036 года планируется вовсе отказаться от услуг репетиторов. Ну, или можно назвать репетиторов по-другому: консультантами, персональными тренерами, аудиторами знаний – кому как заблагорассудится.
В тему
Обучение в школе – это целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и так далее – так гласит Закон об образовании. А репетиторство – это услуги, предполагающие консультацию по отдельным учебным предметам.