Сегодня многие родители с ранних лет стремятся воспитывать в детях вундеркиндов – малыши учат английский, играют на музыкальных инструментах, после уроков танцев бегут на хоккей. Действительно ли дошкольнику нужна такая армейская подготовка? Может ли она привести к негативным последствиям? И как правильно готовить малыша к школе? Корреспондент «АиФ-Воронеж» прояснил ситуацию и получил советы для родителей от специалистов с многолетним стажем – директора воронежского Центра развития творчества детей и юношества Татьяны Фалькович и заведующей школой комплексного развития «Гармония» Ирины Багомедовой.
Исходите из интересов ребенка
Наталья Сергеева, «АиФ-Воронеж»: Каким образом должна строиться подготовка к школе? С какого возраста стоит ее начинать?
Татьяна Фалькович: Если вернуться в прошлое, то мы увидим, что давным-давно начальное образование давали церковно-приходские школы. Но основное обучение ребенка на ранних этапах жизни происходило в семье. Там закладывались азы знаний, воспитывались необходимые для жизни в обществе навыки. Там дети учились понимать взрослых и других детей, уважать их интересы. И поскольку сейчас мы, к сожалению, теряем эту ценность – семью, происходит закономерный процесс: дети в массе случаев не готовы к школе ни физически, ни психологически.
Развитие ребенка, которое и есть первый этап подготовки к школе, лучше начинать в дошкольном возрасте – с трех лет, и вести постепенно. У ребенка младше трех лет физиология такова, что он еще не готов к обучению. После этого возраста малышу можно предложить попробовать разные виды деятельности: физкультуру, танцы, театр, рисование и так далее. Главное – занятия по перечисленным направлениям должны быть дозированными. При этом родителям важно определиться, какие из них станут приоритетными, исходя из интересов ребенка. Ни в коем случае не надо ждать от него полной отдачи по всем направлениям. Основная задача – дать полный спектр возможностей и помочь с выбором того занятия, которое поможет ему раскрыться полнее всего.
Как воспитать лидера
– Как правильно воспитывать у ребенка лидерские качества? В нынешней конкурентной среде для многих родителей это - основная цель. Никто не желает, чтобы его ребенок был в детском коллективе, да и вообще в жизни на вторых ролях.
– Вот здесь как раз кроется серьезная ошибка воспитания. Стало принято внушать детям: ты – лучший, ты – самый успешный, умный. К лидерству это не имеет ровно никакого отношения. Напротив, формирует у ребенка завышенную самооценку, конфликтность и даже агрессивность. Все чаще мы имеем дело с ребятишками, которые буквально во всем хотят быть первыми: входить в класс, садиться за стол, выходить из класса. Казалось бы, мелочи, но при этом подобный «лидер» может запросто оттолкнуть другого ребенка, оскорбить, устроить скандал. Понятно, что подобные установки идут из семьи. Ведь часто даже недостатки ребенка любящие родители переводят в достоинства: «Смотрите, какой он у меня крутой, ничего не боится!» Дети хорошо улавливают интонации. Им ясно: родители одобряют их поведение. Что в результате? В детском коллективе начинаются конфликты, могут даже случиться травмы, потому как лидер не готов ни в чем уступать. Затем ребенок приходит в школу. Первым он всегда и во всем быть не может. И снова конфликты, у него не складываются отношения с учителями, сверстниками, пропадает интерес к учебе.
– Как избежать подобной ситуации?
– Делать ставку не столько на невероятные успехи ребенка в обучении, сколько на его социализацию. Сегодня это большая тема, на которую, наконец, обратили внимание. На первый план выходят soft skills (гибкие навыки – коммуникация, умение распоряжаться временем, дисциплина, лидерские качества и так далее – ред.). Детям и в дошкольных учреждениях, и в развивающих центрах дают навыки работы в группах, вовлекают их в игры, где у каждого есть своя роль, а результат зависит от совместных слаженных действий. Хотите своему малышу добра? Начините подготовку к школе с подобных занятий. Включите ребенка в социум, а чтение, письмо и счет он освоит обязательно!
Будьте рядом
Советы родителям, заинтересованным в успешной траектории обучения ребенка, от педагога Ирины Багомедовой.
- До трех лет старайтесь больше времени проводить вместе с малышом. Не балуйте, а развивайте в нем любознательность и интерес к разным видам деятельности. Читайте книжки, играйте в простые игры, гуляйте. Это для успешного будущего ребенка имеет гораздо более высокую значимость, чем то «раннее развитие», как его понимают некоторые родители. Поэтому не торопитесь обучать ребенка иностранным языкам, отдавать его сразу в несколько развивающих кружков и секций. К сожалению, плоды спешки родителей в данном вопросе могут быть и такими: плохая социализация ребенка, апатия, потеря интереса к учебе. Более того, случалось наблюдать, как перегрузка ребенка приводит к проблемам со здоровьем: энурезы (недержание мочи), нервные тики. Причем, обнаружиться это может спустя несколько лет, например, в подростковом возрасте. Поэтому до трех лет все, что необходимо малышу, - это присутствие мамы, телесный контакт с ней, совместно проведенное время с родителями.
- В три года в жизни ребенка начинается первый возрастной кризис: он становится, как кажется родителям, неуправляемым, капризным, старается настоять на своем. Здесь как раз уместно обратить внимание на физическую сторону: подобрать для малыша подходящие по возрасту физкультурные занятия или танцевальный кружок. Это и укрепит психическое здоровье ребенка, и даст первый опыт социализации – общения со сверстниками и другими взрослыми.
- К сожалению, большая проблема: дети не умеют общаться между собой. Мама с папой, в основном, работают, занимаются домашними делами. А дети – гаджетами. Они дают много интересного. Вот только в реальных жизненных ситуациях, в которых вскоре окажутся дети, не помогают. Результаты самые непредсказуемые: неумение строить коммуникации с учителями и одноклассниками, страхи, неприятие детским коллективом (то, что сейчас называется словом «буллинг»), плохая концентрация внимания на уроках, низкая успеваемость, неуспешность в целом. Замечаю, что сейчас родители начинают поворачиваться лицом к этой проблеме. Понимают, что ребенку нужен реальный круг общения, а не товарищ из Интернета, где под маской друга может выступить кто угодно.
- К слову, в таком важном деле как социализация очень необходим и личный пример. Дети быстро считывают как мы, взрослые, ведем себя по отношению к другим людям. Формировать здоровые принципы, по которым ребенку предстоит жить, хорошо также на примерах из литературы, фильмов. Или с помощью обезличенных историй: ехал в транспорте, видел вот такую ситуацию. Что ты думаешь об этом? То есть взрослый помогает ребенку сформировать оценку того или иного человеческого проявления, вырабатывает у него анализ поведения людей. Все это имеет прямое отношение к подготовке к школе. Ведь от того, как маленький человек впишется в коллектив, какое место в нем займет, какое отношение заслужит, зависит гораздо больше, чем от набора навыков – умения читать, считать, писать.