С 6 апреля все школы Воронежской области будут обучать детей на дому, система образования и преподаватели упорно готовятся к этому дню. Вузы уже перешли на дистанционное обучение, и студенты и преподаватели могут подвести итоги первых недель онлайн-занятий.
Как тренируют учителей?
6 апреля все школы Воронежской области переходят на дистанционное обучение. За две недели до этого дня заработала «горячая линия», позвонив на которую можно задать все вопросы по вводу дистанционного обучения в школах. Только за первые полдня работы операторы колл-центра приняли более 120 звонков. Звонки поступали в основном от родителей, которые интересовались, как подключиться к дистанционным занятием, что для этого нужно, а также сколько времени продлится такая форма обучения. Пока школьники на каникулах, учителя активно постигают науку дистанционного обучения.
Вебинары для учителей организовал Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педработников. Сейчас здесь работают пять операторов - специалистов по разным отраслям образования.
«Здесь созданы все коммуникации, есть высокоскоростной интернет, 25 рабочих стационарных мест и мобильная группа, - рассказала директор Центра оценки профмастерства и квалификации педагогов Юлия Шпык. – После того, как к обучению подключатся специалисты в районах, ситуационный центр будет переведен в виртуальный режим. Важно организовать максимально слаженную работу, чтобы педагоги поняли, что они не брошены».
Главная цель вебинаров – помочь коллективам школ выбрать один из каналов дистанционного образования.
«Один из вариантов – «Дневник.ру», который использовали практически все школы при раздаче домашних заданий, - продолжает эксперт - В целом на большинстве платформах работа строится одинаково: учитель записывает свой видеоурок или пользуется другим одобренным им контентом. После того, как дети выполнили задания, работы отправляется учителю. Эту систему школы применяют с 2012 года, но раньше она не была такой массовой и развёрнутой во времени. Это привычная система сдачи домашнего задания, которая не нагружает школьников и учителей письменной частью».
Как будет проходить обучение?
Учитель может записать свои вебинары на любой из четырех площадок, в том числе в Центре повышении квалификации и Центре опережающей профессиональной подготовки. Например, в последнем есть аппаратура для проведения онлайн-вебинара, интегрированного в презентацию. Педагог не только записывает видео, но и выступает в прямом эфире в роли спикера и управляет презентацией виртуально.
«Еще пять лет назад каждое рабочее место учителя оборудовали компьютером, проектором и интерактивной доской. Есть единая интегрирующая платформа «Дневник.ру» с электронным дневником и журналом и возможностью работы с файлами. Значительная часть электронных ресурсов учителя уже использовали в своей работе раньше. Сейчас все эти знания нужно систематизировать. Мы обеспечили поддержку не только коллег-педагогов, но и родителей, которые в этой ситуации становятся участниками образовательного процесса», - прокомментировал глава департамента образования Воронежской области Олег Мосолов.
Для того, чтобы присоединиться к дистанционному обучению, нужны высокоскоростной интернет, компьютер или ноутбук. Как уверяют чиновники, сделать это смогут и городские школьники, и сельские.
«Большой разницы между сельскими и городскими школами нет. В Воронежской области все школы подключены к широкополосному интернету. И к вебинарам мы можем одновременно подключить до тысячи пользователей. Дистанционное обучение мы называем переходом на обучение на дому. Мы запустили мониторинг и скоро будем понимать, как каждый ребенок обеспечен техническими средствами. Если их нет или нет доступа к высокоскоростному интернету, для ребенка обеспечат другой подход – с помощью электронной почты, заданий с более длительным сроком выполнения, телефонной связи. Мы гарантируем, что каждый ребенок будет идти по своему индивидуальному маршруту», - пообещал Олег Мосолов.
Кстати, педагогов, которые сами разрабатывают онлайн-уроки будут премировать, сообщил Мосолов.
«Мы дали рекомендации по переформатированию стимулирующей части, чтобы она шла в большей части тем педагогам, которые разрабатывают различные электронные инструменты», - отметил Мосолов.
Он добавил, что не считает, что дистанционное обучение кардинально повлияет на учебный процесс в целом и на сдачу ОГЭ и ЕГЭ в частности. Хотя уже принято решение о переносе досрочного этапа экзаменов.
«Формат ЕГЭ использует электронный формат и может быть и удаленным. Надеемся, что нам удастся справится с пандемией и к этому времени выйти в штатный режим. Однако надо понимать, что прогресс в образовании будет именно в этом направлении развиваться», - добавил Олег Мосолов.
А что в вузах?
Воронежские вузы перешли на удаленное обучение с середины марта. По словам студентов, на дистанционке у них как будто стало в разы больше учебы. Молодые преподаватели без проблем проводят занятия на онлайн-платформах, а те, что постарше – постигают интернет с азов. Теперь перед студентами стоит задача самостоятельно погрузиться в изучение предмета и по-настоящему вникнуть в тему, а не просто прослушать лекцию, как это было раньше. Для преподавателей разработан свой онлайн-механизм для проведения дистанционных занятий – «Электронный университет», но его, по словам студентов, практически никто не использует, отдавая предпочтение более надежным аналогам.
«Стала ли такая форма обучения удобнее? Если бы она была организована – да. В настоящий момент студент вынужден метаться между разнообразными интернет-ресурсами, на которых преподаватели помоложе читают лекции в онлайн-режиме. От преподавателей постарше мы получаем задания из разных мессенджеров, социальных сетей и других ресурсов, - рассказал студентка Мария. - Некоторые осваивают интернет прямо на наших глазах. Кто-то только учится пользоваться электронной почтой. Система дистанционного обучения налаживается, так сказать, в режиме онлайн».
«Мне достаточно приятно видеть, что студенты готовы работать удаленно, что у них технически, за редчайшим исключением, не возникает сложностей при использовании онлайн-механизмов. Большой проблемы для себя и для своих студентов я не вижу, - прокомментировал преподаватель ВГУ Роман Жолудь. - Но, если говорить в целом о воронежском высшем образовании, то у преподавателей, скажем честно, очень разный уровень цифровой грамотности. Можно представить себе и тех, кто даже электронной почтой пользуются с трудом, не говоря уже о других ресурсах, потому что, понятно, что одной почты в этой ситуации недостаточно.
Если говорить о ВГУ, то у нас есть площадка «Электронный университет», созданная на основе всемирно известной программы Moodle. Наш университет предложил использовать эту площадку для проведения онлайн-лекций, но разрешил применять и другие сервисы. Лично мне кажется, что те инструменты, имеющиеся в Moodle, отстают от жизни. Сама программа, конечно, современная, но версия, которую использует вуз, не самая новая. Например, я использую для онлайн-лекций другое приложение, которое более функциональное и устойчивое.
У нас, в принципе, университет чисто инструментально готов. Руководство предложило использовать «Электронный университет» и другие платформы. Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что не все преподаватели готовы с этими технологиями работать».
Есть и преподаватели, которым дистанционная форма обучения понравилась настолько, что они готовы учить студентов по Сети и дальше.
«Это прекрасная форма обучения, и я лично буду просить, чтобы, когда кончится драма с пандемией, мне дали возможность провести ради эксперимента часть лекций по Skype. И в качестве эксперимента я отчитаюсь об индивидуальной работе с каждым студентом. Это экономит огромное количество сил преподавателей и студентов, например, экономится время на дорогу. К тому же надо учитывать, что многие преподаватели уже находятся в преклонном возрасте, им добираться «к станку» особенно нелегко, - поделился профессор Виктор Хорольский. - Я сегодня читал лекцию во «ВКонтакте» на микрофон, одновременно давал задания и писал в текстовом виде вопросы для студентов. Я полностью контролирую группу, даже гораздо более эффективно, чем в аудитории. Мне кажется, что за дистанционным обучением будущее. Я за то, чтобы продолжить этот эксперимент, невзирая на то, что мы скоро, надеюсь, вернемся в аудитории. К тому же, применяя онлайн-ресурсы, можно сократить количество преподавателей, дать возможность специалистам из Москвы и других крупных городов и вузов читать лекции, это разнообразит обучение. Так что «дистанционка» себя полностью оправдала!»
Как еще можно учиться?
Пандемия пандемией, а ЕГЭ для выпускников 11 классов еще никто не отменял, и к нему нужно готовиться. Многие одиннадцатиклассники проведут вынужденные каникулы у репетиторов, а кто-то сэкономит семейный бюджет и будет готовиться онлайн, не выходя из дома. Благо, в Сети есть множество весьма серьезных образовательных порталов. К примеру, бесплатную подготовку к ЕГЭ предлагае Smart University - образовательный онлайн-сервис МТС. Специально для учащихся 9-11 классов в период дистанционного обучения МТС разработала онлайн-интенсивы по ЕГЭ, с 23 марта до 22 мая они будут доступны бесплатно. Программа состоит из восьми вебинаров по математике и русскому языку и 12 вебинаров по английскому языку. Ребята совместно с профессиональным педагогом смогут выполнять домашние задания, проходить промежуточные тесты и при этом следить за динамикой развития. Программу и методические материалы разрабатывали эксперты ЕГЭ по рекомендациям ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). В программе интенсивов есть и домашние задания. А еще в Smart University есть разговорные клубы, где школьники 5-11 классов могут попрактиковать английский язык в группах до десяти человек.