Примерное время чтения: 5 минут
233

Держит в постоянном тонусе. Преподаватель экономфака – о своей работе

Евгения Перова / АиФ
В России 2023 год объявлен годом педагога и наставника. А сегодня, 30 июня, празднуется День экономиста.  В беседе с vrn.aif.ru преподаватель экономического факультета Воронежского государственного университета Екатерина Данилкова обсудила современные подходы к обучению, поделилась, почему ей не по душе дистанционные занятия, и рассказала о своем увлечении альпинизмом. 
 

«Работа позволяет мне «не закисать»

Алёна Хлевнюк, vrn.aif.ru: Екатерина, расскажите, почему вы выбрали профессию преподавателя?
Екатерина Данилкова: Многие приходят в эту профессию, чтобы продолжить династию. Но это, к сожалению, не моя история. Я просто не прошла на бюджет очного отделения, поэтому поступила на вечернее. День у меня был свободен и я решила устроиться на свой же экономический факультет лаборантом технической группы, потом перешла в деканат, а затем стала старшим лаборантом. Сейчас я уже преподаватель.
 
- За что вы любите свою работу?
- Она позволяет мне «не закисать». Постоянное общение с молодёжью держит в тонусе, приходится быть в курсе современных веяний, изменений в разных сферах. Ум студента пытлив, поэтому преподаватель должен быть готов к любому вопросу и уметь поддержать беседу на самые разные темы. А своих коллег люблю за их высокий интеллектуальный уровень. Ну и, конечно, будет лукавством не отметить двухмесячный отпуск, что для меня, матери двоих детей, просто бесценно.
 
- А что вам не нравится в своей работе?
- Наверное, как и многим, не нравится бюрократия. С годами бумаг, которые обязательно нужно заполнять, становится всё больше и больше. Это отнимает много время, которое ты мог бы потратить на подготовку креативного семинарского занятия или на общение со студентами. Ещё не нравились дистанционные занятия – я предпочитаю живое общение. Не раз я задавала себе вопрос, не хочу ли сменить профессию. Но каждое 1 сентября я на работе, значит, всё-таки я на своём месте. 
 
- Какими вы видите современных студентов? 
- Они живые, с интересом в глазах, лёгкие на подъём, быстро приспосабливающиеся. Я заметила, что современные молодые люди всё меньше любят работать в команде. Они реже заучивают, но чаще анализируют, выстраивают причинно-следственные связи. Ленивее, чем десять лет назад, но от этого еще более  изобретательнее. Есть теория, по которой психологи делят людей по годам рождения, выделяя присущие им черты. Благодаря ей мне проще взаимодействовать с современными студентами.
 
- Поделитесь секретами: что ещё помогает вам общаться?
- Стараюсь меньше дистанцироваться и больше общаться, так студенты не боятся задавать вопросы или обращаться за консультациями. Я привожу примеры из своей жизни, хожу по рядам между партами, иногда позволяю себе неофициальные позы (например, сижу на краю стола), стараюсь быть ближе к ним в имидже.
 
- Расскажите какой-нибудь запоминающийся случай из профессии.
- Самые яркие воспоминания остались от моих первых дипломников, с которыми мы работали у меня дома буквально ночами. Такая сильная была вовлечённость и отдача. А ещё однажды ранней весной в корпусе отключили свет, и всех студентов отпустили по домам. А мои попросили выйти с ними на лавочку в парк и закончить тему финансовых вычислений. 
 
- Какие современные подходы и технологии вы используете в преподавании?
- Обычно актуализирую примеры – привожу более современные, задачи составляю с нынешними ценами. Удобно использовать чаты в мессенджерах для рассылки раздаточного материала или домашнего задания. Так, я практически перестала делать копии и раздавать листочки. 

Преподавание и альпинизм

- Есть ли у вас какая-то параллельная работа? 
- Я получила второе высшее образование – физкультурное, поэтому ещё работаю тренером-инструктором. А с 2012 года я являюсь председателем воронежской Федерации альпинизма. Также я действующий член сборной команды области по альпинизму, судья всероссийской категории. На самом деле профессии очень схожи, так как везде я обучаю людей. 
 
- Горы не мешают преподавательской деятельности? 
- Нет, скорее, наоборот, приучают дисциплинироваться и концентрировать внимание. Помехи создают только частые поездки – из-за них обучающий цикл получается рваным. Но я всегда восполняю пропущенные занятия, студенты обычно идут навстречу и не препятствуют переносам. Но они, наверное, и не знают о моём увлечении. Открыто я о нём не заявляю, но если спросят – расскажу. При этом я всегда привожу примеры из спорта, когда говорю студентам, что залогом успешного проекта по реинжинирингу является в первую очередь высокая планка.
 
- Почему молодым людям стоит обратить внимание на профессию преподавателя и выбрать её для себя? 
- Она точно будет держать в тонусе! Это непростой выбор, ведь большой объём работы приходится брать с собой домой. К преподавателям также высокие требования: мы ежегодно проходим медкомиссию, постоянно повышаем на курсах квалификацию. Есть и нормативы по научным статьям и их количеству, особые требования к печатным изданиям. И, конечно, это постоянный контроль информации, которую ты выдаёшь аудитории. Ты работаешь над личными качествами: пунктуальностью, ораторским искусством, педагогической интуицией, коммуникативными навыками, лидерскими качествами для завоевания авторитета. Когда я делала выбор, коллеги предупреждали, что надо хорошо подумать. Я же всегда рекомендую молодым аспирантам попробовать, а потом разбираться. 
 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах