aif.ru counter
772

«Готов ли ты на подвиги?» Почему молодые специалисты не идут в учителя

О низкой зарплате учителей, повышении престижа профессии и немотивированных студентах – в материале «АиФ-Воронеж».

В редакции «АиФ-Воронеж» прошел круглый стол на тему: «Школам не хватает молодых кадров». Эксперты выдвинули свои версии, почему молодежь неохотно идет работать в школу, и попытались найти пути решения проблемы.

За круглым столом собрались начальник отдела организации предоставления общего образования регионального департамента образования, науки и молодежной политики Оксана Кузнецова, представитель программы «Учитель для России» в Воронежской области Вероника Сергеева, учитель математики СОШ №62 Анастасия Белеванцева, студент Воронежского педагогического университета Дмитрий Самойлов, заведующая отделением профориентации и трудоустройства Губернского педагогического колледжа Елена Комова и ведущий менеджер по маркетингу и PR макрорегиона «Юг» HeadHunter Екатерина Каркоцкая.

Фото: АиФ

Ожидание и реальность

Фаина Мания, «АиФ-Воронеж»: Оксана Валерьевна, расскажите, какой средний возраст учителей в нашем регионе? Много ли среди них молодых специалистов?

Оксана Кузнецова: Молодых педагогов на текущий учебный год было принято по всей области 222 человека. Из них 137 – по Воронежу. От общего числа педагогических работников в Воронежской области – 17400 человек – недавние выпускники вузов в возрасте до 25 лет составляют лишь 5%. Средний возраст педагогов в регионе – 45 лет. При этом большая часть находятся в возрасте от 45 до 55 лет. Чтобы омолаживать кадры, необходимо ежегодно принимать 300-400 молодых специалистов. То есть практически в два раза больше, чем приняли мы в этом учебном году.

- В каких специальностях существует нехватка педагогов?

Оксана Кузнецова: Около четырех тысяч педагогов совмещают должности по смежным специальностям – например, химию и биологию или математику и физику. Их знания позволяют это делать. Но порядка двух тысяч педагогов составляют так называемую «болезненную» нишу и, совмещая, занимаются не всегда тем, что умеют. К таким предметам относятся физкультура, ИЗО, иностранный язык. От этого качество образования никаким образом лучше не становится.

- А какая ситуация сегодня на рынке труда в сфере образования? Наблюдается ли спад в регионе среди соискателей на должность педагогического работника?

Екатерина Каркоцкая: На профессиональную область «Наука и образование» в Воронеже приходится 1,5% размещенных на сайте HeadHunter вакансий и 1,5% от всех размещенных резюме. 4700 кандидатов указывают в своей специализации «преподавание». Если посмотреть в динамике на количество вакансий, то говорить о спаде спроса мы не можем. Так, в 2017 году было размещено 800 вакансий, в 2018 – 900 вакансий, и уже в этом году мы видим положительную динамику – к середине апреля размещено 400 вакансий. С каждым годом растет и количество размещенных резюме. Но мы связываем это еще и с тем, что год от года растет популярность поиска сотрудников и работы в интернете. В  частности, молодые специалисты ищут работу только в интернете. В связи с этим мне очень хочется порекомендовать школам размещать свои вакансии в интернете. К слову, для бюджетных учреждений размещение на площадке HeadHunter происходит на льготных условиях – они могут бесплатно публиковать вакансии и искать специалистов.

- Много ли молодых специалистов ищут работу в сфере образования?

Екатерина Каркоцкая: Всего на профобласть «Начало карьеры» в Воронеже приходится очень много специалистов. Она занимает на сайте HeadHunter первое место. Среди этих молодых специалистов около 6% выбирают сферу «Наука и образования». При этом начинающие специалисты рассчитывают на зарплату в диапазоне от 15 до 30 тысяч рублей. Насколько мне известно, зарплата в российских школах варьируется от 8 до 18 тысяч рублей. Но для молодых специалистов найти работу – критично. И ради трудоустройства большинство готовы снизить свои зарплатные ожидания.

- Оксана Валерьевна, учителя, действительно, получают 8 тысяч?

Оксана Кузнецова: Нет. В Воронежской области оклад составляет 10200 на ставку учителя. Меньше никто из учителей не получает. А общая зарплата варьируется в зависимости от коэффициентов. Так, для молодых специалистов предусмотрены надбавки. Причем в селе они несколько выше, чем в городе. Минимальный коэффициент составляет 1,2. Выходит, что меньше 12240 рублей молодой учитель не будет получать. А в селе, с учетом всех надбавок, его зарплата может составлять около 19 тысяч.

- Елена Викторовна, а на какую зарплату претендуют студенты вашего колледжа?

Елена Комова: У многих представление о зарплате завышенное. Студентам хочется получать гораздо больше того, что они будут иметь на самом деле. При этом многие хотят жить по принципу «больше денег, меньше работы». Но в нашей среде это невозможно. Минимум, который бы нашим студентам хотелось получать, работая в школе, - 25 тысяч рублей. Максимум – в районе 40 тысяч. Каждый раз, когда я это слышу, прошу студентов «спуститься с небес». Но я подтверждаю слова Оксаны Валерьевны, что в селах наши студенты получают больше, чем в городе. Мы отслеживаем судьбу наших выпускников и спрашиваем, в том числе, и о зарплате. И разница в зарплате между нашими бывшими студентками, одна из которых работает в городской школе, а другая - в Семилуках, достаточно приличная – в 10 тысяч рублей.

- Дмитрий, вы доучиваетесь в магистратуре педуниверситета и уже работаете в школе учителем истории. У вас тоже были изначально завышенные зарплатные ожидания?

Дмитрий Самойлов: Нет. Я знал, на что иду. Когда я только устроился в школу, у меня была зарплата в 15,5 тысяч рублей. Я понимал, что мне потребуется подработка. Мы задаемся вопросом: «Почему так мало молодежи идет работать в школу?» Но ответ лежит на поверхности. Сможет ли молодой человек на такую зарплату содержать семью? Вряд ли.

«Закончу вуз и пойду в продавцы»

- Получается, что в педагогические вузы поступают те, кто, несмотря на низкие зарплаты, видит в обучении детей свое призвание?

Елена Комова: Далеко не всегда. Я часто слышала от своих студентов, что при поступлении их подталкивали родители, мотивируя это тем, что педагогика – это престижно. А когда спрашиваешь у ребенка, что он хочет, слышишь в ответ: «А я еще не определился». Есть те, кто на четвертом курсе понимают, что выбрали не ту сферу деятельности. Некоторые решают по окончании учебы снова поступить в вуз, но уже на другую специальность. А есть те, кто заявляют: «Получу диплом и пойду работать в магазин продавцом». Каждый раз мне становится очень жалко таких ребят. Зачем они теряют четыре года? Ради прихотей родителей? К сожалению, у нас до сих пор присутствует авторитарность в воспитании детей.

Оксана Кузнецова: Мне кажется, в тех случаях, где «родители захотели», у ребенка не было никаких своих желаний. Возможно, с ним велась недостаточная профориентационная работа. Ведь в определенном возрасте у ребенка выявляют склонности к тем или иным сферам деятельности. Конечно, этим должны заниматься родители. Но сегодня многие родители вынуждены заниматься зарабатыванием денег. Они видят ребенка по вечерам, и на вопросах: «Как дела? Уроки сделал?» их общение заканчивается.

Анастасия Белеванцева: Я думаю, что в педвузы поступает несколько категорий абитуриентов. Первая – те, у кого есть перед глазами личный пример замечательного учителя. «Он меня вдохновил, и я тоже хочу работать с детьми», - рассуждают они. Вторая категория – те, кто пошел по стопам родителей. К ней, например, отношусь я. Так я стала учителем в третьем поколении. И третья категория, самая немотивированная, «я никуда не поступил, подам документы в педагогический вуз, там ведь проходной балл ниже». И это категория риска. А ведь в будущем такой абитуриент может пойти работать в школу. Чему он научит детей, если у него самого нет ни желания, ни мотивации?

- А разве такие студенты по окончании вуза идут работать в школу? Если у них нет мотивации учить детей, на высокую зарплату они тоже претендовать не могут – зачем им это?

Анастасия Белеванцева: Тем не менее, они пробуют работать в школе. Недавно я ехала с таксистом, и он признался, что был учителем физкультуры. Он проработал какое-то время в школе, а потом понял, что это не его сфера.

Елена Комова: Самое страшное, на мой взгляд, когда немотивированный учитель приходит работать в начальную школу. Он ничего не сможет вложить детям. А ведь то, что посеешь в начальной школе, то потом, в 11-м классе, будешь пожинать. Поэтому мы всегда своим студентам пытаемся донести: «На вас лежит большая ответственность, нежели на учителях, которые работают в среднем и старшем звене. Именно вы закладываете умение и желание учиться, помогаете добывать знания».

Дмитрий Самойлов: Я знаю многих студентов, которые получают педагогическое образование, но не идут работать в школу. Они и не собирались изначально. Кроме того, плохо знают предмет. А учитель должен знать свой предмет превосходно. Иначе чему он сможет научить? Тому, что прочитает в учебнике. А ведь учебники пишутся не для учителей, а для учеников. Но здесь существует и еще одна серьезная проблема. Она связана с подготовкой педагогических кадров. На протяжении пяти лет, что я обучаюсь, у нас все сильней урезали часы на изучение специальных исторических дисциплин. А сможет ли вчерашний студент грамотно преподавать историю, не зная, например, историографию?

Фото: АиФ

«Работа учителем – это подвижничество»

- В 2015 году в стране запустили программу «Учитель для России». Она призвана привлечь в российскую систему школьного образования молодых специалистов. Вероника, расскажите о программе подробней.

Вероника Сергеева: Программу придумали 25 лет назад в Америке, затем эту модель стали использовать в других странах, в том числе и в России. Ее запускают как ответ на проблему нехватки педагогов в школах и для повышения качества образования. Сегодня программа «Учитель для России» успешно функционирует в шести регионах - Московской, Воронежской, Калужской, Тамбовской, Новгородской и Нижегородской областях. По статистике, молодые педагоги уходят из школы, проработав лишь год. Причин несколько – тяжело, не хватает образования, которое дают педагогические вузы, или, например, не поддержал коллектив. Именно поэтому мы готовим человека к работе в школе. Кроме того, в течение двух лет мы поддерживаем учителя, оказываем методическую помощь. У него есть куратор, который смотрит, как он ведет уроки, дает советы. Немаловажно, что участнику программы оказывается финансовая поддержка – он получает ежемесячную стипендию в размере 20 тысяч рублей. Если участник переезжает в другой город или населенный пункт своего региона, он получает дополнительно еще 15 тысяч рублей ежемесячно на оплату жилья. Через два года участия в программе человек получает диплом Высшей школы экономики, который дает право преподавать в школе. Так, мы приводим в сферу школьного образования молодых специалистов, которые хотят работать с детьми, но не имеют специального педагогического образования.

- Как стать участником программы?

Вероника Сергеева: Формальный критерий – наличие любого высшего образования. Тот, кто хочет присоединиться к программе, проходит многоступенчатый отбор – заочный и очный. Если он успешно справляется с заданиями, его компетентность не поддается сомнениям, он может идти работать в школу. И, как показывает статистика, после двух лет работы в рамках программы 95% выпускников остаются в системе образования. Из них 30% - в своих школах.

Анастасия Белеванцева: У меня нет специального педагогического образования. Я закончила ВГУ, и по образованию - программист. Но благодаря программе «Учитель для России», через которую я сама прошла и сейчас являюсь куратором ее новых участников, у меня есть право преподавания в школе.

- Несмотря на ряд проблем, работа учителем однозначно имеет и свои плюсы. Не оставила бы иначе Анастасия прибыльную сферу программирования ради школы…

Анастасия Белеванцева: Для меня школа – это не работа. Это о смыслах, о ценностях. Это профессия «человек-человек», она живая, настоящая. «Человек-техника» - это не мое. Эти детские искренние глаза, то тепло, которое ты получаешь от своих учеников, стоит многого. Да, в эту сферу нужно вкладывать силы. Но когда ты видишь результат, забываешь про затраченные усилия.

Дмитрий Самойлов: Работа учителем – это подвижничество. Каждый, кто собирается становиться учителем, должен спросить себя, готов ли он на подвиги. Если не готов, то лучше за это не браться.

Вероника Сергеева: Учитель – очень разносторонняя и многогранная профессия. Если ты научился контролировать 30 совершенно разных детей, смог вложить в каждого знания, тогда для тебя уже не существует невыполнимых задач. Жаль, что профессия учителя недооценена.




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Как отметят День открытых дверей в аэропорту Воронежа? Программа праздника
  2. Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?
  3. Когда в Воронеже отключат горячую воду? График на август
  4. Как выбрать спелый арбуз?
  5. Как отдыхаем в 2020 году? Календарь выходных и праздничных дней