В прошлом сезоне воронежский театр оперы и балета уже ставил неклассический танец в лабораторном формате. Так появился Вечер современной хореографии. В него вошли спектакли главного балетмейстера воронежского театра Александра Литягина и приглашенных постановщиков: Андрея Меркурьева и Ивана Кузнецова.
В этом году театр решился на еще больший эксперимент – фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца», в ходе которого будут показаны работы восьми хореографов и организована образовательная программа.
Новая пластика для нового мира
«Мы увидели в глазах артистов огромный интерес, поняли, что и у зрителя есть потребность в новом, – говорит Александр Литягин. – Это первый фестиваль современной хореографии в Воронеже. Речь идет о профессиональных артистах балетах. Когда приезжают постановщики – это всегда новый стиль, новая мысль, новое отношение к хореографии. Мне очень интересно наблюдать за нашими артистами, как они воспринимают хореографа, как они чувствуют пластику. И мне интересно смотреть на то, что происходит с постановщиками, которые к нам приехали».
Разбавление классического репертуара современным – тренд, который подхватывают региональные театры. По словам главного балетмейстера воронежского театра, в Большом эта же история произошла 21 год назад. Меняется мир, меняется пластика, появляются новые формы выражения идей и чувств.
«Все больше театров оперы и балета по всей стране приглашают молодых хореографов. Они не боятся вступить в зону риска. В любом случае прокачивается труппа. Хореограф в свою очередь знакомится с большим заводом под названием театр. Это двусторонняя, выгодная партия. Надеюсь, что это станет постоянной практикой, и она будет полезна для всех», – говорит приехавший на «RE:Форму танца» хореограф Павел Глухов.
Вперед к свободе
Изначально в Большом театре современный танец приняла далеко не вся труппа, но насколько сейчас разнообразен его репертуар. Александр Литягин убежден, что тот, кто танцует современную хореографию, начинает лучше танцевать и классику.
Однако порой танцевать репертуар, осваивать современный танец и готовить новый спектакль бывает не так просто, например, на работе может сказываться элементарная усталость.
«Сложность в том, что принцип движения в современной хореографии совсем другой. То есть артистов учили летать, прыгать наверх, но тут нужно, например, входить в пол, т.е. становиться с полом единым целым. А для них это новый опыт», – говорит приехавшая на «RE:Форму танца» хореограф Мария Яшникова.
«Профессиональные артисты балета не так часто встречаются с современными хореографами. Это другая стилистика, другое восприятие музыки, образов. Если классический танец мы танцуем по канонам, то здесь все идет от обратного, не от зажима, а от полной свободы», – отмечает Александр Литягин.
Работа над спектаклем может состоять из целого ряда эмоциональных взлетов и падений. Очень важно найти общий язык с танцовщиками. Хореограф Павел Глухов убежден, что их нельзя резко погружать в современный танец, это может их «обжечь» и только вызвать отторжение.
Реальность вместо сказок
Пока российский зритель с некоторым опасением относится к современной хореографии. Речь, конечно, не идет о Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах публика скорее купит билет на «Щелкунчика» или «Лебединое озеро».
«Современная хореография абсолютно разная. В ней не меньше глубины, чем в спектаклях классического наследия. Хореографы живут в тех же городах, что и мы, у них те же проблемы, есть вопросы к себе, и они это выносят на сцену», – говорит Александр Литягин.
Главный балетмейстер воронежского театра уверен, что в столице Черноземья есть интерес к современному танцу. Все больше детей и молодежи начинают ходить на занятия по Contemporary dance. Так почему бы не дать им возможность увидеть, как современный танец исполняют профессионалы?
«Со зрителем есть такая история: «Я посмотрел современный танец и больше никогда не хочу его смотреть. Это все так темно, муторно, бытово», –рассказывает хореограф Павел Глухов. – Это сложившийся стереотип. Я в своих работах пытаюсь его сломать, показать, что современный танец очень богат, интересен, эмоционален, что зритель может многое почерпнуть. В регионах у публики есть некоторые опасения и немного брезгливость, нежелание быть соучастником этого мероприятия».
Современная хореография предполагает, что зритель максимально погружен в действие, что он готов прожить спектакль вместе с артистами.
«Не нужен какой-то суперинтеллект, чтобы воспринимать современную хореографию. Мне хочется, чтобы люди кайфовали на моих спектаклях. Я считаю, что язык современной хореографии понятен всем. Классический балет для меня – это сказка, где отношения, страсть преувеличены. А современный танец – это жанр не преувеличивающий. Современная хореография передает реальное состояние. Только не нужно судить ее, как балет. Я считаю, что зрителю нужно убрать состояние критика в себе. Тогда каждый человек сможет найти что-то для себя в каждой работе. Мы ставим в первую очередь про людей. Это понятно на уровне чувств», – говорит Мария Яшникова.