В рамках Платоновского фестиваля искусств санкт-петербургский театр «Приют комедианта» показал на воронежской сцене одну из своих громких постановок по знаменитому произведению Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Получивший восемь номинаций на российскую национальную театральную премию «Золотая Маска – 2020» спектакль был поставлен известным режиссером Константином Богомоловым. Он смог перевернуть привычное представление о «классике», показав свое видение на роман полуторавековой давности. Подробнее о спектакле – в материале «АиФ-Воронеж».
Строгий минимализм во всем – именно на этом основан так называемый «метод Богомолова». Минимум эмоций, никаких резких движений, криков и страданий на сцене. Монологи героев – вот что становится главным предметом постановки. Сыгравший в спектакле роль Родиона Раскольникова Дмитрий Лысенков признается, что здесь требовалось «ужать свой актерский темперамент до состояния концентрата».
«Это очень статичный спектакль. Зрителю надо следить за энергией мысли, ее ходом и поединком. Это аскетичная постановка, лишенная театральности в привычном нам понимании. Я бы назвал ее «суровым немецким театром». Это театр речи. Мы попытались разобраться в том, что Федор Михайлович заложил в это произведение. Не думаю, что мы очень далеко отошли от его мысли, но надо учитывать, что мы находимся уже немного в другом культурном контексте. Пережив две мировые войны, мы уже знаем пагубность идей, которые несет Раскольников, - рассказывает актер. – При этом в спектакле нет оценок. Способ работы Константина Богомолова заключается в том, чтобы вылить «химикат» в зал, где и произойдет «проявка». И ровно то, что зритель сочтет для себя нужным и важным, в нем и проявится. Ведь кто-то оправдывает Раскольникова, кто-то обвиняет. Перед героем стоит задача скрыть от зрителей, что он – убийца. И кого-то в зале ему наверняка удается обмануть».
В декорациях – также ничего лишнего. Они не отвлекают от героев и их размышлений. Стук открывающихся дверей и смена цвета подсветки переносит зрителя из одной комнаты в другую, где он становится невольным свидетелем признаний и откровений.
«Раскольников – это фашиствующий элемент. Да, для нас он страдающий герой, мы его романтизируем. Но вообще деление людей на обыкновенных и необыкновенных – это идея фашизма. И в этом смысле серая гамма, низенький потолок и геометричные элементы декораций – двери и полоски на стенах – это отчасти предтеча фашизма, как я думаю», - отмечает Лысенков.
Явного «осовременивания» (кроме появляющегося единожды мобильного телефона и полицейской формы у Порфирия Петровича) в спектакле нет. Но несмотря на то, что «язык Достоевского» сохранен в монологах героев, можно смело сказать, что эта история продолжает звучать актуально и в наши дни.
«Раскольников со своими идеями абсолютно современен и созвучен нынешнему времени. Удивительно – насколько сильно», - добавляет Дмитрий Лысенков.