Примерное время чтения: 11 минут
1365

«Хотел танцевать в России». Японец стал солистом балета воронежского театра

Ацунори танцует во многих постановках театра оперы и балета.
Ацунори танцует во многих постановках театра оперы и балета. / Константин Кириакиди / Воронежский театр оперы и балета

Японец Ацунори Ота – солист балетной труппы Воронежского театра оперы и балета. Уже два года он танцует на местной сцене и возвращаться в родную страну не планирует. О том, как Ацунори оказался в России, что его здесь больше всего удивило, чем он занимался на карантине и почему в Японии практически невозможно танцевать классический балет – в материале «АиФ-Воронеж».

Переезд в чужую страну и первая работа

Фаина Мания, «АиФ-Воронеж»: Ацунори, расскажите, как вы оказались в России?

Ацунори Ота: Еще в школе – в Японии – я занимался дополнительно в балетной студии. И на одном из танцевальных конкурсов, где я занял второе место, в жюри сидел представитель из России. Он и пригласил меня в Москву на два месяца. Тогда я побывал впервые в России, открыл для себя много нового в балете и, когда педагоги предложили мне учиться дальше, чтобы я смог получить диплом, я был несказанно рад. Конечно, для моих родителей это было очень неожиданно: «Неужели наш сын будет учиться в России». С одной стороны, они были рады, а, с другой, решение о моем переезде далось им не просто. Во-первых, нужны были деньги. Во-вторых, папа переживал, что я не смогу самостоятельно учиться, жить один в общежитии. Но при этом родители понимали, что это большой шанс для меня. В итоге я смог убедить папу с мамой, и впереди меня ждали три года обучения в академии в Москве. По окончании учебы возвращаться в Японию я не планировал, и возникал вопрос, что делать дальше.

- А почему не хотелось возвращаться в родную страну?

- В Японии театров, где танцуют классический балет, практически нет. Единственный хороший театр находится в Токио. В городе Нагоя, откуда я родом, танцевать можно только в небольших студиях или в качестве приглашенного артиста на концертах и других мероприятиях. Но я проучился три года в Москве не для этого. Мне очень хотелось дальше работать в России.

- Как так получилось, что вы начали работать в воронежском театре?

- Я ездил на просмотры в ряд российских театров – в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже, Владивостоке. И сразу несколько театров, в том числе воронежский, позвали меня на стажировку. Я оказался перед непростым выбором – где я больше хочу работать. И если артистов и программу, например, Большого театра я знал, то о Воронеже не знал ничего. Но мне понравился город, и я подумал, что в этом театре я смогу реализовать свои возможности. Спасибо Александру Александровичу (Литягин – главный балетмейстер и художественный руководитель театра – ред.) за то, что пригласил меня на эту работу. Около года после учебы мне пришлось ждать в Японии рабочей визы. Но вопрос с документами в итоге решился, и теперь уже два года как я работаю в Воронеже.

- Какие спектакли вам полюбились больше всего?

- Больше всего мне нравится наш спектакль «Тысяча и одна ночь». И мне нравится не только танцевать в нем, но и наблюдать за ним со стороны. А музыка какая красивая! Считаю, этот спектакль лучшим в репертуаре нашего театра.

- Как долго вы привыкали к работе, коллективу?

- Наши артисты балета очень хорошие, добрые. Они всегда мне помогут, если, например, я что-то не понимаю на русском. Но, конечно, сначала мне было сложно. В академии меня окружали ровесники, а в театре – все старше, с большим опытом работы. Русские люди говорят, что раз мы коллеги, то теперь друзья. Но у нас в Японии не принято дружить с тем, кто более опытный в работе, чем ты. Хотя сейчас мы со всеми очень хорошо общаемся, гуляем вместе.

Уже два года Ацунори танцует на воронежской сцене. Фото: АиФ/ Фаина Мания

«Узнал, что у многих русских есть дача»

- Как вам, в целом, дается самостоятельная жизнь в России? Чем удивляет страна?

- Пока я учился в Москве, я думал, что уже привык ко всему – к русским традициям, культуре. Но когда я приехал в Воронеж, начал жить один, работать, я понял, что это совсем не так. В общежитии в Москве меня окружали студенты, было и много иностранцев. Никаких проблем в быту не возникало. А здесь, живя в квартире, которую для меня снимает театр, я, например, узнал, как это - оплачивать коммуналку. Еще мне нужно было налаживать контакт с хозяйкой жилья.

То, что меня особенно удивило, выяснилось во время карантина. Оказывается, у многих русских людей есть дача. В Японии дачу имеют только очень богатые люди. И когда начался карантин, все как один повторяли: «Я поехал на дачу, там природа, чистый воздух». Я тоже смог побывать на даче – меня пригласил один из артистов балета на несколько дней. Как же мне там понравилось! Там и огород с собственными помидорами и огурцами, и речка, где можно купаться в жару. Я там жил, как в отеле.

- Как вы, кстати, переживали режим самоизоляции, находясь в городе?

- Сначала, когда карантин только начался, я подумал, что это неплохо, будет возможность отдохнуть. Но шел второй, третий, четвертый месяц карантина, и он всё не заканчивался. Конечно, мне было скучно. В квартире мы живем с еще одним артистом балета, но на время карантина он уехал домой в Липецк, и я оставался всё это время один. Тем более я привык во время своего отпуска улетать в Японию к родным, а в этот раз не получилось. Вообще во время карантина был организован спецрейс, и я мог поехать в Японию, но возникал вопрос – как я доберусь потом обратно, если границы не откроют. Я спросил у нашего руководителя, можно ли мне съездить домой. На что он ответил: «Если не уверен, лучше оставайся здесь, вдруг внезапно начнется работа». Конечно, мне не хотелось терять свою работу, поэтому я решил не ехать. И, как выяснилось, хорошо, что все-таки остался. Сейчас уже мы начали работать, у нас возобновились репетиции, а при этом границы до сих пор закрыты.

Но хочу сказать, что пандемия ассоциируется у меня не только с плохим. Много хороших артистов балета, которые, например, танцуют в Большом театре, проводили бесплатно открытые тренировки в социальных сетях. Они раскрыли свои секреты, о которых в обычной жизни можно было узнать, только побывав лично на их мастер-классе и за деньги. А здесь я смог дистанционно узнать для себя что-то новое. Еще один положительный момент я для себя нашел. До пандемии я не общался подолгу с родителями, братом, потому что не хватало времени. Так у нас еще и разные часовые пояса. А на карантине мы с ними часто созванивались в Skype.

- Ацунори, по чему больше всего скучаете, живя в России?

- Скучаю по японской кухне. Я был в воронежских японских кафе, там вкусно готовят, но на нашу кухню не похоже. И когда мы ходим с друзьями в кафе, они часто говорят: «Раз с нами Ацунори, давайте закажем суши». Из русских блюд мне нравится борщ, кефир, пельмени и много чего еще. Сам я готовить не умею, но люблю пообедать в соседних с театром кафе. Там как раз подают традиционную русскую кухню – очень вкусно. А еще я скучаю по японским книгам и журналам. Электронные книги мне читать не удобно, поэтому каждый раз, когда я уезжаю в Японию, собираю там книги и журналы, чтобы хватило на год. А сейчас из-за пандемии я остался без новых книг. Я, конечно, пробовал читать на русском, но пока мне очень тяжело дается.

- Какие локации у вас самые любимые в России и, в частности, в Воронеже?

- Честно сказать, во многих местах в Воронеже я не был. Работа занимает практически все время. Но я очень люблю наш театр, а еще – парк «Динамо». В Москве мое самое любимое место – это Большой театр. Во время учебы мы с огромным удовольствием ходили по студенческим билетам туда, смотрели разные постановки.

«В Японии профессия учителя считается престижной»

- Какие у вас планы в дальнейшем? Еще не думали, чем займетесь по окончании карьеры артиста балета?

- Я параллельно с работой учусь на заочном в Москве на педагога. Пока не знаю, буду ли я в будущем преподавать, но учиться мне интересно. В Воронеже, кстати, есть хореографическое училище. Если в будущем я смогу там работать педагогом, будет очень здорово. А еще преподавать можно и в театре. Но, конечно, это всё очень высокий уровень. У нас, в Японии, профессия учителя вообще считается очень престижной.

- А мыслей работать в будущем педагогом в Японии не было? Вообще отличается ли русская школа балета от японской?

- К сожалению, в Японии хореографических училищ очень мало. Многие дети занимаются в студиях, но диплом там они не получают. Конечно, я могу там преподавать в будущем, но сейчас я чувствую, что это не мое. Вряд ли я вернусь в Японию работать, мне так кажется. Тем более мне интересно изучать мир – Америку, Европу. Но пока мне всего лишь 24 года, я еще могу работать артистом балета и не думать о другом. Чтобы я вернулся в Японию, очень хотят родители, скучают. Да и мне жалко, что они не видят, как я танцую.

- А родители не приезжали ни разу на ваши выступления?

- Они были один раз в Воронеже, приезжали на фестиваль, в котором я принимал участие. Им очень понравилось – и спектакль, и театр, и сам город. Это была их первая поездка в Россию. И, кстати, если бы не карантин, то я должен был танцевать в Японии как приглашенный артист. Но, к сожалению, пандемия изменила планы. А так бы родители смогли увидеть меня на сцене в родной стране.

- Ацунори, как вы считаете, какое будущее у балета? Останется ли актуальным классический балет или его вытеснит модерн?

- В репертуаре нашего театра, в основном, классические спектакли. Но есть и современные постановки. И даже проходят отдельные фестивали. В прошлом году у нас был фестиваль современной хореографии «RE:Форма танца». Мне кажется, зрителям очень понравилось. В любом случае именно от зрителей будет зависеть то, что мы будем танцевать. Если люди хотят видеть современный танец, то, конечно, мы будем его показывать. Я знаю, что в Америке или Европе это направление сейчас очень популярное. Думаю, что классический спектакль мы не потеряем, но современный танец будет идти с ним наравне. И, кстати, в этих спектаклях не такие дорогие костюмы и декорации, задействовано меньше артистов. Современный танец более экономичный. И в условиях пандемии его могут чаще использовать в театрах, которые сейчас испытывают финансовые трудности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах