Примерное время чтения: 5 минут
435

Честный и «болящий». Платоновфест открылся спектаклем «Время секонд хэнд»

Сюжет Платоновский фестиваль искусств
Андрей Парфенов / Платоновский фестиваль

Театральную программу юбилейного X Платоновского фестиваля искусств в понедельник, 14 сентября, на сцене Воронежского концертного зала открыла пронзительная постановка Омского драмтеатра «Время секонд хэнд». Спектакль, основанный на документальной повести Светланы Алексиевич о распаде СССР, - пятикратный номинант на российскую национальную театральную премию «Золотая Маска – 2019».

Как переживал советский человек зарождение новой страны? В чем его парадоксы и противоречия? Корреспондент «АиФ-Воронеж», которому повезло заглянуть за завесу проникновенных личных историй, попытался найти ответы на эти и многие другие вопросы, с которыми обращаются к зрителям главные герои постановки.

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

«Хор одиноких голосов»

Среди разбросанных по сцене вещей в разных уголках зала появляются человеческие фигуры. Выворачивая наизнанку душу, они готовы поделиться со зрителем самым сокровенным – историями личной драмы. «Хор одиноких голосов», - так описал происходящее один из главных действующих лиц актер Олег Теплоухов.

«Спектакль занимает особое место в репертуаре театра, поскольку он поставлен не по художественному произведению. Это документальная проза, монологи реальных людей, которые мы должны были присвоить себе через собственный опыт, через призму прожитого багажа. Без «сердечка» этого материала не сыграть. Наверное, именно поэтому спектакль находит такой отклик у совершенно разного зрителя. Пожалуй, это самый честный спектакль в нашем репертуаре. Он непростой, «болящий». Это спектакль о больном, и он необходим. В нем есть та степень открытости, честности, беспристрастности и нелицеприятности, которая делает искусство искусством. Он демонстрирует некий срез – временной, эпохальный, человеческий и театральный. Спектакль не дает ответы на вопросы, он сам их задает», - говорит актер.

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

Кто-то столкнулся со смертью сына, кому-то в кошмарах снится армия, кто-то ребенком прошел через «лагерные ужасы», а кто-то слушает Высоцкого и мечтает о свободе. Все они – люди с разной судьбой – оказались лицом к лицу перед одинаковым испытанием. Страна, в которой они родились и выросли, распалась. Что их ждет дальше? «Коммунистическое детство» внезапно переросло в «капиталистическую реальность».

«Это история про раскол СССР, про то, как человек, живший, родившийся, воспитанный в этой стране, столкнулся с глобальными изменениями. Про то, как привычный мир рухнул и началось совсем другое время. Здесь собраны разные точки зрения. Но из них, как раз, и вырастает объективная реальность. Ведь к Советскому Союзу нельзя относиться однозначно, и эта неоднозначность периода очень важна. Спектакль дает возможность высказаться всем, а выводы уже делает зритель, - отмечает режиссер постановки Дмитрий Егоров. – Период распада СССР и образования нового государства – странное время, местами парадоксальное. Но спектакль, в первую очередь, про российского человека – великого, но почему-то всегда несчастного вне зависимости от времени».

Фото: Платоновский фестиваль/ Андрей Парфенов

Новый финал

Особое место в спектакле занимает визуальный ряд. Декорации выстраиваются на сцене вместе с монологами героев. При этом макросъемка атрибутов советской жизни, которая велась в режиме реального времени, не отвлекает от людей, а, наоборот, создает дополнительный эффект погружения.

«Казалось, постановка «Время секонд хэнд» должна быть ближе старшему поколению, тем, кто жил в советское время, но, что интересно, спектакль находит горячий отклик у молодых людей. Хоть здесь и нет экшена, спецэффектов, линейного сюжета, я вижу, как молодая публика внимательно слушает и впитывает информацию», - добавляет Олег Теплоухов.

Еще один важный элемент спектакля – музыкальное сопровождение. Под песню «Перемен» Виктора Цоя на смену одному времени приходит другое. При этом хит, написанный в 1985 году, не теряет своей актуальности и в наши дни. И уже о «переменах» говорит нынешнее поколение «первое не битое и не стреляное», как они себя сами называют в спектакле. И монолог молодой героини уже не о событиях прошлого, а о настоящем, с которым столкнулась соседняя Беларусь.

«С этим спектаклем происходит интересная история. Мы его выпустили 2,5 года назад. Но время идет и, соответственно, меняется контекст. И я даже представить себе не мог, что один из последних монологов этого спектакля вдруг прозвучит так, как он прозвучал. Никто не ожидал, что текст, который был написан десять лет назад, после этого лета вдруг так отзовется», - подчеркивает режиссер.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах