Жительница Воронежа Анеля Базильская – автор основанного на русских традициях творческого объединения «Матрешка». Она не только создает авторские куклы, но и передает свое мастерство детям. Кроме того, вместе с юным коллективом мастер разработала коллекции одежды по мотивам русских ремесел. Эти необычные вещи – они свалены из шерсти – принесли «Матрешке» первое место на фестивале в Беларуси.
Работа в этом направлении требует не только колоссального труда, но и финансовых вложений. Кружок бесплатный, и денег на реализацию детского творческого потенциала катастрофически не хватает. Подробнее о том, какие трудности обрушились на маленьких мастериц, в материале «АиФ-Воронеж».
«Всегда хотела работать с детьми»
Яна Лисовец, «АиФ-Воронеж»: Расскажите, чем занимается «Матрешка»?
Анеля Базильская: Изначально я организовала творческое объединение, где дети учились делать авторские куклы. Я сама этим занимаюсь уже больше 15 лет. Сначала это были простые текстильные куклы, мишки и зайчики. Сейчас те, кто начал посещать кружок пять лет назад, заканчивают обучение и создают более сложные вещи из глины и папье-маше.
- На кого рассчитано ваше творческое объединение?
- Прийти к нам может любой. У нас занимаются 33 ребенка от семи до 18 лет. Особую популярность кружок обрел после того, как группы стали ездить в другие города на конкурсы. Я человек творческий, мне это все интересно. К тому же дети заинтересованы. Очень часто даже на занятиях задерживаемся - настолько зажигаемся идеей и созданием.
- Где вы учились?
- В вопросе изготовления игрушек я самоучка. Еще после школы начала делать кукол, потом узнавала новые техники, накапливала информацию из разных источников. Специальные курсы не проходила.
В свое время хотела поступать в художественное училище – ходила и в наше воронежское, и в Суриковском в Москве показывала свои работы. Мне говорили: «Поступай, мы примем тебя».
Посовещались с родными, решили, что лучше получить высшее образование на журфаке. Тем более, у меня дедушка в свое время этот факультет окончил, в газете печатался. Потом я пробовала работать по профессии год, но поняла, что это не мое. Переучилась на то, что мне ближе – в лесотехнической академии на факультете дизайна. Сразу после него ушла в педагогику, получила в ВИВТе дополнительное образование.
Я всегда мечтала работать с детьми – в садике или в школе. Когда начала заниматься творчеством, сначала картины писала, потом к куклам пришла. Но тянуло к детям все время.
- Как вы делаете с детьми игрушки?
- Покупаем уже обработанную шерсть – чистую, покрашенную. Выкладываем ее по определенной выкройке и валяем мокрым способом. Другие игрушки шьем из ткани или лепим из глины. Если глина самозастывающая, то мы ее потом шкурим, красим. А если запекаемая, то дети с родителями запекают ее дома. Ученики мастерят игрушки с нуля, с самого первого этапа.
Игрушки, которые ходят по сцене
- В каком стиле вы делаете игрушки и коллекцию одежды?
- Мы берем за основу русские народные ремесла, элементы росписи. Мне хочется, чтобы это ценилось и сохранялось, чтобы дети знали о существовании таких вещей. Я рассказываю ученикам о той или иной технологии, потом мы начинаем думать, как ее можно переработать, стилизовать. Русское наследие – очень богато, с ним можно долго работать. Одна из моих целей – сделать его популярным, чтобы молодому поколению оно было интересно, потому что ремесла можно преподнести современно.
На конкурсе в Беларуси, куда мы ездили с детьми, один из членов жюри прокомментировал: «Где сейчас увидишь, чтобы игрушки глиняные Дымковские ходили по сцене?». Так что мы их очень удивили – сделали из шерсти настоящую дымковскую игрушку, да еще и такую большую.
- Как вы придумали соединить игрушку с коллекцией одежды?
- Два года назад мы сделали вальные игрушки, вдохновившись Дымковской игрушкой. Потом решили свалять из шерсти коллекцию одежды в таком стиле. С этими вещами мы ездим на конкурсы. Детям понравилось, им хочется придумывать что-то новое и демонстрировать свои труды. А я хочу в дальнейшем еще создавать подобные изделия с привязкой к игрушкам.
- Сколько предметов одежды в коллекции, посвященной Дымковской игрушке?
- В коллекции шесть костюмов – по одному на ребенка. У каждого костюма есть свои детали. Работали над ней долго – полтора года. Притормозил нас карантин – сначала вообще не занимались, потом дети выполняли мои задачи в дистанционном формате. Это очень кропотливый труд. Например, чтобы валять валенки без перерыва, уйдет семь-восемь часов на одну пару.
- Как вы мотивируете детей заниматься таким кропотливым трудом?
- Мои ребята изначально в этом заинтересованы. Я всегда говорила, что дети, которые получают дополнительное образование, они другие. У них есть задачи и цели. В процессе работы мы собираемся с родителями, устраиваем чаепития, фильмы смотрим. У нас очень дружеская, даже семейная обстановка. Я никого не заставляю, каждый на занятии делает столько, сколько успел.
- О чем будет следующая коллекция?
- Тематика следующей коллекции – хохлома. Для детей она уже сложнее: совсем другие цвета, роспись. Но и людей, которые примут участие в ее создание, стало больше. Нас ждет трудоемкая работа.
В создании будущей коллекции задействованы двое моих сыновей – им семь и 11 лет. Большую часть первой коллекции придумал старший, я только нарисовала эскизы.
- То есть, можно сказать, что это стало семейным делом?
- Да. Вообще у меня творческие дети. Они лепят, с четырех лет вяжут крючком. Чем занимаюсь я, тем же и они. Когда я ездила со своими работами на выставки, часто засиживалась за работой до двух-трех часов ночи, а сыновья все это время были со мной рядом. Они находили себе занятие – лепили, да даже просто пуговицы перебирали. Им это нравится.
«Не помню, чтобы мы проигрывали»
- Расскажите о конкурсах, в которых вы с участвовали с учениками.
- Мы начинали с международной ассоциации Вячеслава Зайцева «Золотая игла». Из Белоруссии мы сейчас вернулись дипломантами первой степени. Нас пригласили на «Славянский базар», который пройдет в Витебске. И дети уже загорелись. Но не знаем, отпустят ли нас. Также отправляем работы для участия в онлайн-мероприятиях.
На конкурсах наша команда занимает первые места. Я и не помню, чтобы у нас были проигрыши. Дети – молодцы. У них талантливые ручки, и все работы выходят хорошими.
- С какими трудностями вы столкнулись?
- В последнее время у нас появились проблемы, количество которых только растет. Родителям трудно справляться. Кружок у нас бесплатный, но нужны деньги на материалы, в частности, когда готовим масштабные проекты. Для коллекции, которую представляем на конкурсы, я все необходимое приобретала на собственные деньги. Когда потраченная сумма превысила 50 тысяч рублей, я перестала вести подсчеты.
Уже придумали следующую коллекцию, но мне будет тяжело ее финансировать, потому что в моей семье появились двое приемных детей. Одна я не потяну, и родители не могут поддержать.
Посещение конкурсов тоже стоит немалых денег. Большие расходы на дорогу, гостиницу. Набирается приличная сумма. В нашем объединении занимаются одаренные дети – в основном из многодетных и неполных семей. Им для творчества нужна материальная поддержка. Особенно это важно тем, кто принимает участие в создании коллекции.
Хочется, чтобы нашелся меценат, который возьмет нас под свое крыло и будет хотя бы частично финансировать крупные проекты.
- Как руководство центра образования относится к вашим поездкам?
- Наша организация, к сожалению, нас не поддерживает в этом. На днях мы с детьми вернулись с конкурса, который проводили в Белоруссии. Там познакомились с большим количеством подобных команд из разных городов. Многие приехали заграницу лишь с одним педагогом, без родителей. Нам же не разрешали, я поехала с коллективом под свою ответственность.
- Что вас вдохновляет?
- Вы не представляете, насколько для меня важны эмоции моих детей, их глаза, которые горят желанием ехать хоть на край света! Из-за поездки в Беларусь мы столкнулись с большим количеством препятствий и переживаний о того, что не хватает денег на материалы. Но дети так хотели туда попасть! И я поняла, что не могу их не повезти.
- Как думаете, есть ли различия в работе во взрослом и детском коллективе?
- С детьми все иначе, с ними общаешься не так, как со взрослыми. Они чувствуют и видят мир по-другому. Во время работы с ними получаешь совсем другие эмоции. Ребята к чему-то стремятся и мне крылья дают. Когда ушли на карантин во время валяния «Дымки», было большое огорчение. Я думала, что уже и недоделаем. Но дети так ждали продолжения, с воодушевлением вышли, и потом достаточно быстро получилось закончить.
Взрослые со временем теряют наивность и веру в чудо. Это было заметно, когда я проводила мастер-классы по валянию брошки. У них и настроение, и ожидание от результата иные, и работают они по-другому. Взрослые озабочены проблемами, нет в них уже чего-то волшебного.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.