Примерное время чтения: 10 минут
121

В народном стиле. Как в Воронеже дети создают уникальных кукол из шерсти

Анеля Базильская / Из личного архива
Жительница Воронежа Анеля Базильская – автор основанного на русских традициях творческого объединения «Матрешка». Она не только создает авторские куклы, но и передает свое мастерство детям. Кроме того, вместе с юным коллективом мастер разработала коллекции одежды по мотивам русских ремесел. Эти необычные вещи – они свалены из шерсти –  принесли «Матрешке» первое место на фестивале в Беларуси.
 
Работа в этом направлении требует не только колоссального труда, но и финансовых вложений. Кружок бесплатный, и денег на реализацию детского творческого потенциала катастрофически не хватает. Подробнее о том, какие трудности обрушились на маленьких мастериц, в материале «АиФ-Воронеж».
 

«Всегда хотела работать с детьми»

Яна Лисовец, «АиФ-Воронеж»: Расскажите, чем занимается «Матрешка»?

Анеля Базильская: Изначально я организовала творческое объединение, где дети учились делать авторские куклы. Я сама этим занимаюсь уже больше 15 лет. Сначала это были простые текстильные куклы, мишки и зайчики. Сейчас те, кто начал посещать кружок пять лет назад, заканчивают обучение и создают более сложные вещи из глины и папье-маше.

- На кого рассчитано ваше творческое объединение?

- Прийти к нам может любой. У нас занимаются 33 ребенка от семи до 18 лет. Особую популярность кружок обрел после того, как группы стали ездить в другие города на конкурсы. Я человек творческий, мне это все интересно. К тому же дети заинтересованы. Очень часто даже на занятиях задерживаемся - настолько зажигаемся идеей и созданием.
 
- Где вы учились?
 
- В вопросе изготовления игрушек я самоучка. Еще после школы начала делать кукол, потом узнавала новые техники, накапливала информацию из разных источников. Специальные курсы не проходила.
В свое время хотела поступать в художественное училище – ходила и в наше воронежское, и в Суриковском в Москве показывала свои работы. Мне говорили: «Поступай, мы примем тебя».
 
Посовещались с родными, решили, что лучше получить высшее образование на журфаке. Тем более, у меня дедушка в свое время этот факультет окончил, в газете печатался. Потом я пробовала работать по профессии год, но поняла, что это не мое. Переучилась на то, что мне ближе – в лесотехнической академии на факультете дизайна. Сразу после него ушла в педагогику, получила в ВИВТе дополнительное образование.
 
Я всегда мечтала работать с детьми – в садике или в школе. Когда начала заниматься творчеством, сначала картины писала, потом к куклам пришла. Но тянуло к детям все время.
 
- Как вы делаете с детьми игрушки?
 
- Покупаем уже обработанную шерсть – чистую, покрашенную. Выкладываем ее по определенной выкройке и валяем мокрым способом. Другие игрушки шьем из ткани или лепим из глины. Если глина самозастывающая, то мы ее потом шкурим, красим. А если запекаемая, то дети с родителями запекают ее дома. Ученики мастерят игрушки с нуля, с самого первого этапа.
 
Фото: Из личного архива/ Анеля Базильская

Игрушки, которые ходят по сцене

- В каком стиле вы делаете игрушки и коллекцию одежды?
 
- Мы берем за основу русские народные ремесла, элементы росписи. Мне хочется, чтобы это ценилось и сохранялось, чтобы дети знали о существовании таких вещей. Я рассказываю ученикам о той или иной технологии, потом мы начинаем думать, как ее можно переработать, стилизовать. Русское наследие –  очень богато, с ним можно долго работать. Одна из моих целей – сделать его популярным, чтобы молодому поколению оно было интересно, потому что ремесла можно преподнести современно.
 
На конкурсе в Беларуси, куда мы ездили с детьми, один из членов жюри прокомментировал: «Где сейчас увидишь, чтобы игрушки глиняные Дымковские ходили по сцене?». Так что мы их очень удивили – сделали из шерсти настоящую дымковскую игрушку, да еще и такую большую.
 
- Как вы придумали соединить игрушку с коллекцией одежды?
 
- Два года назад мы сделали вальные игрушки, вдохновившись Дымковской игрушкой. Потом решили свалять из шерсти коллекцию одежды в таком стиле. С этими вещами мы ездим на конкурсы. Детям понравилось, им хочется придумывать что-то новое и демонстрировать свои труды. А я хочу в дальнейшем еще создавать подобные изделия с привязкой к игрушкам.
 
- Сколько предметов одежды в коллекции, посвященной Дымковской игрушке?
 
- В коллекции шесть костюмов – по одному на ребенка. У каждого костюма есть свои детали. Работали над ней долго – полтора года. Притормозил нас карантин – сначала вообще не занимались, потом дети выполняли мои задачи в дистанционном формате. Это очень кропотливый труд. Например, чтобы валять валенки без перерыва, уйдет семь-восемь часов на одну пару.
 
Фото: Из личного архива/ Анеля Базильская
- Как вы мотивируете детей заниматься таким кропотливым трудом?
 
- Мои ребята изначально в этом заинтересованы. Я всегда говорила, что дети, которые получают дополнительное образование, они другие. У них есть задачи и цели. В процессе работы мы собираемся с родителями, устраиваем чаепития, фильмы смотрим. У нас очень дружеская, даже семейная обстановка. Я никого не заставляю, каждый на занятии делает столько, сколько успел.
 
- О чем будет следующая коллекция?
 
- Тематика следующей коллекции – хохлома. Для детей она уже сложнее: совсем другие цвета, роспись. Но и людей, которые примут участие в ее создание, стало больше. Нас ждет трудоемкая работа.
 
В создании будущей коллекции задействованы двое моих сыновей – им семь и 11 лет. Большую часть первой коллекции придумал старший, я только нарисовала эскизы.
 
- То есть, можно сказать, что это стало семейным делом?
 
- Да. Вообще у меня творческие дети. Они лепят, с четырех лет вяжут крючком. Чем занимаюсь я, тем же и они. Когда я ездила со своими работами на выставки, часто засиживалась за работой до двух-трех часов ночи, а сыновья все это время были со мной рядом. Они находили себе занятие – лепили, да даже просто пуговицы перебирали. Им это нравится.
 
 

«Не помню, чтобы мы проигрывали»

- Расскажите о конкурсах, в которых вы с участвовали с учениками.
 
- Мы начинали с международной ассоциации Вячеслава Зайцева «Золотая игла». Из Белоруссии мы сейчас вернулись дипломантами первой степени. Нас пригласили на «Славянский базар», который пройдет в Витебске. И дети уже загорелись. Но не знаем, отпустят ли нас. Также отправляем работы для участия в онлайн-мероприятиях.
 
На конкурсах наша команда занимает первые места. Я и не помню, чтобы у нас были проигрыши. Дети – молодцы. У них талантливые ручки, и все работы выходят хорошими.
 
- С какими трудностями вы столкнулись?
 
- В последнее время у нас появились проблемы, количество которых только растет. Родителям трудно справляться. Кружок у нас бесплатный, но нужны деньги на материалы, в частности, когда готовим масштабные проекты. Для коллекции, которую представляем на конкурсы, я все необходимое приобретала на собственные деньги. Когда потраченная сумма превысила 50 тысяч рублей, я перестала вести подсчеты.
 
Уже придумали следующую коллекцию, но мне будет тяжело ее финансировать, потому что в моей семье появились двое приемных детей. Одна я не потяну, и родители не могут поддержать.
Посещение конкурсов тоже стоит немалых денег. Большие расходы на дорогу, гостиницу. Набирается приличная сумма. В нашем объединении занимаются одаренные дети – в основном из многодетных и неполных семей. Им для творчества нужна материальная поддержка. Особенно это важно тем, кто принимает участие в создании коллекции.
 
Хочется, чтобы нашелся меценат, который возьмет нас под свое крыло и будет хотя бы частично финансировать крупные проекты.
 
- Как руководство центра образования относится к вашим поездкам?
 
- Наша организация, к сожалению, нас не поддерживает в этом. На днях мы с детьми вернулись с конкурса, который проводили в Белоруссии. Там познакомились с большим количеством подобных команд из разных городов. Многие приехали заграницу лишь с одним педагогом, без родителей. Нам же не разрешали, я поехала с коллективом под свою ответственность.
 
- Что вас вдохновляет?
 
- Вы не представляете, насколько для меня важны эмоции моих детей, их глаза, которые горят желанием ехать хоть на край света! Из-за поездки в Беларусь мы столкнулись с большим количеством препятствий и переживаний о того, что не хватает денег на материалы. Но дети так хотели туда попасть! И я поняла, что не могу их не повезти.
 
-  Как думаете, есть ли различия в работе во взрослом и детском коллективе?
 
- С детьми все иначе, с ними общаешься не так, как со взрослыми. Они чувствуют и видят мир по-другому. Во время работы с ними получаешь совсем другие эмоции. Ребята к чему-то стремятся и мне крылья дают. Когда ушли на карантин во время валяния «Дымки», было большое огорчение. Я думала, что уже и недоделаем. Но дети так ждали продолжения, с воодушевлением вышли, и потом достаточно быстро получилось закончить.
 
Взрослые со временем теряют наивность и веру в чудо. Это было заметно, когда я проводила мастер-классы по валянию брошки. У них и настроение, и ожидание от результата иные, и работают они по-другому. Взрослые озабочены проблемами, нет в них уже чего-то волшебного.
 
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах