На проспекте Революции, 3 разместился музей Ивана Алексеевича Бунина, который открылся 22 сентября 2020 года в канун 150-летия юбилея со дня рождения писателя. Здание расположилось в южном флигеле, официальное название которого «Дом Германовской, дом, где родился Бунин».
О жизни автора, ценных экспонатах и музейной экспозиции рассказывает директор Воронежского областного музея имени И.С. Никитина Светлана Деркачева.
«Когда мы создавали этот музей, мы немного спорили по поводу того, будет ли Бунин интересен детской аудитории. Многие нас убеждали в том, что Бунин – для взрослого населения. Музей – это не пересказ биографии и не презентация материальных ценностей. Цель – заинтересовать творчеством писателя. У нас получилось», - говорит Светлана Деркачева.
Экспозиция включает два зала: «Россия как дом» и «Россия далёкая и близкая».
Экскурс в детство автора
«Музейными средствами мы попытались воссоздать домашнюю атмосферу, характерную для небогатой дворянской семьи, какой была семья Буниных, когда они приехали в Воронеж в июле 1870 года для того, чтобы дать образование своим старшим сыновьям. И уже через три месяца на свет появился маленький Ванечка, как его ласково называли все домашние», - отмечает Светлана.
В первом зале основной акцент сделан на бунинские тексты и на образы произведений писателя, а также на страницы наиболее ярких эпизодов его непростой творческой судьбы. Большую часть предметов интерьера, представленных в нём, можно расценивать как овеществлённый образ бунинских произведений. Например, лампада и странная иконка конца 19-го века с изображением святой троицы. Это олицетворение образа матери Людмилы Александровны – набожной, кроткой. Именно такой она предстаёт в поэзии Ивана Алексеевича.
«На полках в шкафу, которые одновременно выполняют функцию экспозиционной витрины, размещены, так называемые музейные натюрморты, каждый из которых может стать отдельной темой для повествования. Например, на верхней полке отображен круг чтения семьи Буниных, представлены старинные книги авторов, популярных в семье. Карта мира и фигурки рыцарей здесь тоже не случайны. Ещё будучи маленьким мальчиком, Ваня Бунин мечтал стать путешественником. Кем он и стал в дальнейшем», - добавляет экскурсовод.
Сумка Бунина
«Самая интересная инсталляция посвящена теме охоты. Центральное место здесь занимает охотничья сумка самого Бунина. В музей попала она как дар. Падчерицей Константина Паустовского Галиной Арбузовой. Причём в фондах наших хранится и её письмо, как завещание, что его сумку Паустовский хотел бы передать в один из музеев Ивана Бунина. Считаю, что нам повезло. Сумка досталась именно нашему музею. Здесь представлена тема, и мы её раскрываем особенно для детей – посвященная первому детскому путешествию мальчика с родителями в город. Путешествие произвело на него неизгладимое впечатление, запомнился и оглушил звон колоколов. Не случайно тут именная плёточка, потому что лучшая детская радость была во время этого путешествия, когда ему купили сафьянные сапожки и плёточку. Маленький Ваня не мог налюбоваться на свой подарок, что даже с ним спал. Здесь же изображение дворянских мальчишек, с которыми он ходил в ночное, дружил. От них же он услышал много рассказов. Это был тоже интересный опыт знакомства с языком простого русского народа», - говорит Светлана Деркачева.
Бунинский кумир
Перемещаемся в другую часть комнаты – там на витринах представлена тема взрослого Ивана, его первого путешествия в Севастополь. Он очень часто слышал от своего отца, защитника Севастополя, о том, как он воевал, как общался с Львом Николаевичем Толстым. И в своем письме, во время этого путешествия, написал своим родным «Севастополь, папа, стал совсем не таким».
Маленькая книга «Исповедь» со Львом Толстым на обложке – образ писателя, которого Бунин боготворил. И даже когда он умирал, в последние часы жизни на его кровати была книга «Воскресенье» Толстого.
Эмиграция
Комната – образ последнего пристанища четы Буниных перед эмиграцией. Октябрьская революция 1917 года, которую сам Бунин воспринял как катастрофу, внесла огромные изменения в его жизнь, мировосприятие, поэтому чемодан здесь не случайно. Это образ изгнанника, потому что, взяв только самое необходимое, семья покидает родину. В 1918 году прибыли к своему другу Буговецкому для того, чтобы в дальнейшем – 8 февраля 1920 года – покинуть Россию навсегда.
«Здесь мы музейными средствами применили прием контраста, то есть, мы видим с одной стороны «Россию близкую», но если выглянуть в окно, то увидим тот смерч революции, который сносит всё на своем пути, разрушает прежнее течение жизни, вносит такие моменты в жизнь, которые для Ивана были настоящей катастрофой. Он создаст художественно публицистическое произведение «Окаянные дни», и экспозиционный вариант этой книги находится здесь, её можно почитать, познакомиться как с Буниным, так и с тем, как Бунин воспринимал революционные события», - отмечает экскурсовод.
8 февраля Бунины покидают Россию навсегда. Тут начинается «Россия далёкая». Личный секретарь Бунина Андрей Седых писал: «Бунину не нужно было жить в России, чтобы писать о ней. Он сам был Россия, нет, Россия была в нём».
В экспозиции отражены непростые времена Первой мировой войны. Здесь радиоприёмник, газеты и карты, куда, по воспоминаниям современников, Бунин наносил флажками места, где происходили значимые бои.
«Писатель очень переживал за судьбу своей Родины. Это можно прочесть в его заметках. И в это время, конечно, их жизнь была очень непростой. Иногда на столе была полугнилая картошка, и тем не менее Вера Николаевна и Иван Алексеевич в этот период, рискуя ежедневно жизнью, скрывали у себя евреев, которым грозил арест», - добавляет работник музея.
«Дом везде»
«У Бунина не было никогда своего собственного дома. Полученные деньги с премии и с писательства он дарил начинающим авторам. Помогал им финансово, как и ему в своё время помогали. Сам писатель жил бедновато. Денег на собственное жильё не хватало. Автор говорил о себе: «Словно птица я был всю жизнь», - отмечает Светлана.
Важное место в экспозиции занимают рукописи, фотографии самых близких людей и, конечно, снимок его пятилетнего сына, который был болен и умер ребенком.
«Для Бунина это была незаживающая рана. По воспоминания Веры Николаевны, он никогда не расставался с фотографией сына, хотя и никогда не афишировал это. Очень много стихотворений посвящено сыну Коленке, но они не были опубликованы», - добавляет экскурсовод.