Примерное время чтения: 7 минут
455

Дача как модель общества. Воронежская художница о проекте про Дальние сады

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Черноземье 12/10/2022
Для работы над масштабным проектом Марина Демченко объединила около 40 художников со всей России и вдохновила их эстетикой дачного посёлка «Дальние сады».
Для работы над масштабным проектом Марина Демченко объединила около 40 художников со всей России и вдохновила их эстетикой дачного посёлка «Дальние сады». / Кристина Бражникова / Из личного архивa

Проект «Дальний сад» воронежской художницы Марины Демченко номинирован на престижную премию в области современного искусства имени Сергея Курёхина. Он попал в лонг-лист в номинации «Лучший кураторский проект».

Фото: Из личного архивa/ Евгения Небольсина

Жюри высоко оценило оригинальный подход Марины и её команды к созданию работ и саму идею. Непосредственным местом действия экспозиции стал небезызвестный в Воронеже дачный посёлок «Дальние сады». Чем вдохновлялась воронежская художница – в материале vrn.aif.ru.

Фото: Из личного архива/ Екатерина Битюцких

Свет вдали

«Там вдали – свет, давайте верить. И да помогут нам в этом наши Дальние и Ближние сады...» – написала в сопровождении своей работы художница Марина Демченко. Девушка окончила архитектурно-строительный университет по специальности «дизайн». Но по профессии работать она не стала, а вместо этого стала заниматься искусством. Марина художественно исследует территории Воронежа и области. Ранее она создала карту-путеводитель «Воронеж на ладони», где указала все достопримечательности и тайные местечки столицы Черноземья. А теперь вдохновилась эстетикой дачного посёлка «Дальние сады».

Для работы над масштабным проектом Марина объединила около 40 художников со всей России, стала для них и руководителем, и наставником, и куратором. В итоге удалось создать единую концепцию.

Фото: Из личного архива/ Марина Демченко

Чтобы стать участником проекта, не нужно было обладать профильным образованием и выдающимися достижениями. Как говорит сама Марина, требовалось лишь работать в созвучии с куратором. В команду вошли художники из Воронежа, Липецка, Чебоксар, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. Был даже участник из Барселоны, который помогал проекту дистанционно.

«С разными авторами я взаимодействовала по-разному. Либо давала определённую тему, либо предоставляла простор для творчества. У кого-то я отбирала уже готовые работы, а кому-то предлагала создать новое. Мне хотелось посмотреть на этот дачный посёлок глазами художников и вместе с ними постараться понять, что есть необычного в этом месте. Через видение художников можно обнаружить то, что не понять рационально, то есть через сбор информации и фактов», – объяснила Марина.

Так и вышло. В итоге в одну концепцию удалось объединить работы разных жанров и стилей. Проект «Дальний сад» включает в себя фотографии, живописные панно, картины и арт-объекты. Перед тем как создавать свои работы, художники провели мини-исследование быта и жизни дачников. Они собирали истории жителей, наблюдали за работой и обустройством участков, огородов и домиков на Дальних садах.

Труд, отдых и созерцание

Сама Марина неслучайно увлеклась темой дач. Летом она проводит на своей семейной фазенде немало дней. Марина говорит, что всегда есть время и для труда, и для отдыха, и для созерцания.

Фото: Из личного архивa/ Игорь Щербаков

«Дача – это место, где могут уживаться разные истории, бок о бок существовать люди с разными системами ценностей и взглядов. И сейчас, когда человечество находится в моменте глобального кризиса, это особенно вдохновляет, – делится мыслями Марина Демченко. – Мне кажется, что дача – это модель общества. Не только потому, что это возможность провести время на природе, побыть ближе к земле, но и потому что дачи – это некие островки свободы, пространство для коммуникации и творчества, налаживания добрососедских отношений. Это актуально в наше неспокойное время».

Те люди, которые наблюдали за работой художников, были растроганы вниманием к простому дачному посёлку. Многие вспоминали своё прошлое, а кто-то переосмыслял настоящее.

Некоторые произведения поражают глубиной мысли и чувства автора. Одна из таких – работа московской художницы Анны Проказовой под названием «Ковёр без оленей», или «Как раньше уже не будет». Она вырезала из этого ковра оленей как свидетельство того, что её прошлое ушло. И это переосмысление её отношения к ностальгии по бабушке, по даче. А воронежский художник Виктор Цириники создал подушку с изображением берёз. Так автор поделился историей своей дачи.

«Сможем жить в благополучном мире»

Попадание в лонг-лист престижной премии Марина Демченко называет свидетельством признания. Кто-то наверняка станет победителем и получит денежный приз, но для воронежской художницы это не важно. Для Марины и её команды важен сам факт, что проект оказался замеченным.

Фото: Из личного архива/ Марина Демченко

«Если мы будем внимательны друг к другу, то сможем жить в благополучном мире. И за этим наше спасение: в любви друг к другу, осознанности своего прошлого и настоящего, – рассказывает Марина Демченко. – Поиск идентичности посёлка Дальние сады не дал однозначного результата, а скорее показал, что не стоит искать её в привязке к определённым местам. Проект проявил насыщенную сетку связей между людьми разных возрастных, мировоззренческих и экономических страт. Как знать, может быть, в наступающем глобальном кризисе дачи будут служить не только островком личной свободы и хранилищем памяти, но и способом укрепления социальных связей между людьми».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах