В крестьянской семье куклы появлялись с рождением ребёнка, чтобы оберегать малыша от бед и болезней. Они были его первыми друзьями и утешителями.
Без участия кукол не обходился ни один праздник или событие деревенской жизни, будь то свадьба или сбор урожая. И сейчас наблюдается возрождение народной игрушки, правда, уже в сувенирном варианте.
О значении народной игрушки в наше время и своём захватывающем творчестве в День народной куклы, который отмечается 14 мая, рассказала народный мастер Воронежской области Татьяна Саушкина.
Источник вдохновения
Тряпичной народной куклой Татьяна Саушкина занимается больше 10 лет. Рассказывает, что ещё в 80-е годы обучилась пошиву лёгкого платья и верхней одежды, обшивала семью, а из лоскутков творила декоративные одеяла и подушки. В какой-то момент заинтересовалась текстильной куклой, вникла в историю её создания, а, выйдя на пенсию, посвятила себя кукольному творчеству.
По её инициативе на базе Айдаровского сельского клуба был создан клуб рукоделия «Василиса», куда на занятия приезжают женщины со всего района.
«Традиционная народная кукла – большой источник вдохновения, - рассказывает Татьяна Саушкина. – Когда собираешься её сделать, начинаешь думать, во что её одеть. Хочется создать что-то особое, но не выходящее за рамки традиций. Изучаю документы, фотографии по традициям русской культуры, костюма. Иногда сама плету пояса, вяжу крючком. Заказываю у других мастеров для своих кукол лопаточки из соломы. Порой задумки осуществляются очень медленно: чего-то одного, какой-то мелочи не хватает, и всё откладываешь. Ладно, думаешь, пока не время».
Все народные куклы делятся на три основные группы: самая обширная – игрушки для детей, вторая – обрядовые, третья – обереги, их меньшинство. Но обрядовые куклы иногда становились оберегами – например, после свадебного обряда. А обереги порой отдавались детям на игрушки.
Самая популярная обрядовая кукла – Масленница. Помимо чучела из соломы, которое сжигали весной, была домашняя Масленица, она весь год стояла в доме, сохраняла мир и покой в семье и должна была принимать на себя все неприятности. А через год её сжигали и делали новую куклу.
Мужскую куклу Спиридона-солнцеворота с колесом в руках делали к дню зимнего солнцестояния 21-22 декабря. Согласно поверьям, он поворачивает солнце с зимнего время на летнее. Как раз тот случай, когда обрядовая кукла становилась обереговой, помощницей, потому что считалось, что Спиридон помогает человеку справиться с делами. В далёкие времена мужских кукол было очень мало, и Спиридон – один из старых символов.
Кстати, в Воронежской области, помимо этих игрушек, были особенно популярны «спасовые» куклы, которые изготовлялись на Яблочный, Холщовый и Медовый спас. Эти праздники всегда отмечались с особым размахом.
Вся семья
Изготавливая для своих детей куклы, дедушки и бабушки, папы и мамы вкладывали в них всю свою любовь и мудрость. В ход шла поношенная одежда, сено, солома, вата. Куклы бережно хранились в сундуках или мешках. Так как в семьях было обычно много детей, и кукол было немало – до ста и более. И часто они изображали членов семьи.
«Традиционная тряпичная кукла обучала правилам семейной жизни, это кладезь семейных традиций, - считает Татьяна Александровна. – Вы среди современных кукол видели бабушек и дедушек? Может быть, поэтому сейчас стариков и отдают в дома престарелых. А если бы дети включали в свои ролевые игры бабушек и дедушек, что их надо дохаживать, с ними надо доживать, было бы, наверное, по-другому. Сейчас же популярна Барби. Как можно давать ребёнку куклу с таким телосложением, ведь у детей не может быть такой тонкой талии и бёдер? И начинаются психологические травмы, что ты не такая как надо. А традиционная народная кукла такие вещи не выпячивает. Кроме того, Барби воспитывает общество потребления, что ей нужен дом, мебель, богатый Кен с машиной. Девочка, играя с ней, перенимает потребительское отношение, а не учится трудиться».
Мастерица отмечает: есть в русской культуре уникальная кукла – Убоженька, или Жалейка. Убогое существо: ножки-верёвочки, ручек нет совсем, голова большая. Это прообраз человека, который попал в тяжёлую жизненную ситуацию. Ребёнок в своей игре должен был нести ответственность за эту куклу. Она обучала милосердию, ведь не все могут быть здоровыми, и таким людям надо помогать – они у боженьки на особом счету. В сундучке у девочки такая кукла должна была быть обязательно.
«Как-то на фестивале в Рамони подходит мужчина с девочкой, а я рассказываю об этой кукле. Мужчина начал отчитывать: «Вам вообще не стыдно делать таких кукол и ещё про них рассказывать?» Его дочка смотрит на Убоженьку, а в глазах – слёзы. Они ушли. А через полчаса девочка прибегает с денежкой в кулачке и покупает эту куклу. Представляете, какая потребность у ребёнка в милосердии! Захотела ухаживать за этой куклой, отдавать тепло, а у папы этого уже нет», - вспоминает Татьяна Саушкина.
Интересно, что в старые времена кукол было принято дарить детям безликими – считалось, что через глаза может вселиться какая-либо сущность и навредить ребёнку. А впоследствии дети могли поступать с лицом, как хотели. Хорошо, если бабушка была белошвейка, могла вышить лицо, а если нет – таким оно и оставалось. Не было ни карандашей, ни ручек, а разрисовать угольками было довольно сложно. Ведь сами куклы были размером с ладонь. Куклы с лицами появились гораздо позже.
Важное рукоделие
Мастер считает, что в школах нужно обязательно знакомить детей с традиционной народной куклой. Это развивает навыки рукоделия, объясняет традиции своего народа. И, судя по различным мастер-классам, дети очень любят делать народную куклу. Но зачастую у них не хватает навыков – современные дети не приучены завязывать узелки, мотать, крутить, потому что всё у нас на липучках и других приспособлениях, облегчающих жизнь.
Простую народную куклу сделать очень легко. Например, для зайчика на пальчик достаточно одного лоскутка ткани и четыре минуты стараний. «На различных фестивалях делаю зайчиков и раздаю их маленьким детям. Взрослые ходят и рассматривают витрины, а детям это скучно. Но когда даёшь им зайчика на пальчик, у малыша появляется свой интерес на руке, он начинает общение с этим зайчиком. Смысл этой игрушки был в том, что если матери надо было куда-то отлучиться, она делала зайчика и одевала ребёнку на пальчик: «Теперь у тебя есть дружочек, ты ничего не бойся, с ним поиграй, а я скоро вернусь».
Мастер уверена: сейчас идёт возрождение и развитие народных промыслов.
«Людям приелись непонятные лица и тела, - говорит Татьяна Саушкина. – Припоминаю ждунов. Когда-то они всё заполонили, теперь их нет – не прижились. А традиционная народная кукла живёт, прирастает новыми интересными и востребованными образами. У современных текстильных народных кукол есть ныне живущие авторы, а кукла считается народной, потому что её полюбили. Историю народной куклы важно правильно донести до людей».