Примерное время чтения: 11 минут
186

Помнит Мордасову, Маресьева, Высоцкого. Артист из Воронежа – о любви к музе

Анатолий Бриц и сейчас продолжает выступать. Например, в социальной столовой на улице Кольцовская.
Анатолий Бриц и сейчас продолжает выступать. Например, в социальной столовой на улице Кольцовская. / Александра Жигунова / Из личного архива

Сохранять физическую активность, служить искусству и нравиться женщинам, когда тебе уже 76, – непросто. Но в Воронеже живёт удивительный человек Анатолий Бриц, которому всё это по плечу. Режиссёр, поэт, композитор, стептанцор, баянист-концертмейстер, артист оперы, оперетты, эстрады, бард-менестрель, исполнитель песен, стихов, басен, куплетов, интерпретатор голосов звёзд русской и советской эстрады, боксёр – да каких только талантов нет у этого мужчины… И это – без всяких преувеличений. 

Как Леонид Утёсов

Анатолий Аронович Бриц родился 4 июля 1947 года. Семья жила в Воронеже на улице Софьи Перовской в доме № 98. В пятистах метрах от дома протекала река Воронеж. В детстве Анатолий каждое летнее утро ходил с родителями на речку купаться. Мама Мария Спиридоновна научила сына играть в шахматы, а отец Арон Абрамович – в шашки. В эти игры он потом играл всю жизнь.

Анатолий Бриц – студент Воронежского музыкально-педагогического училища с родителями.
Анатолий Бриц – студент Воронежского музыкально-педагогического училища с родителями. Фото: Из личного архива/ Анатолий Бриц

А ещё родители регулярно водили сына на различные театральные постановки – от «Ленина в Октябре» до «Фиалок Монмартра». Ещё ребёнком Анатолий познакомился с творчеством Дунаевского, Вертинского, Марии Мордасовой, с которой, кстати, потом работал в народном хоре.

«Года четыре мне было, когда меня спросили, кем ты будешь. И я ответил, что хотел бы быть артистом, таким, как Леонид Осипович Утёсов», – улыбается Анатолий Аронович.

Учился наш герой в десятой школе в районе Гусиновки и Песчановки. Там постоянно шли драки стенка на стенку, кулачные бои. Анатолия тоже часто задирали хулиганы, и он решил стать сильным. Занялся боксом и в четвёртом классе выиграл первенство по боксу среди детей. Судил соревнования Анатолий Каминский – председатель Воронежской областной коллегии судей по боксу с 1964 по 1986 год.

Дальше – больше: Анатолий стал чемпионом Воронежа, Воронежской области, Центрально-Чернозёмной зоны, Центрального совета «Спартак» по боксу.

Занятия спортом помогали Анатолию Брицу уверенно чувствовать себя на сцене.
Занятия спортом помогали Анатолию Брицу уверенно чувствовать себя на сцене. Фото: Из личного архива/ Анатолий Бриц

Также он стал чемпионом Центрального района Воронежа по настольному теннису и чемпионом области по футболу. Но первая любовь – к музыке – не прошла даром и всё победила: Анатолий поступил в Воронежское музыкально-педагогическое училище. Боксом, как выяснилось, занимался не зря: спорт помогал на сольных концертах – придавал уверенности.

Любимый инструмент Анатолия Ароновича – баян. Однажды в детстве он увидел у своего знакомого гармошку. Просил у родителей купить и ему – мол, буду играть. Но те отказали, якобы парень быстро потеряет интерес к серьёзной музыке. Инструмент тогда стоил больших денег, и парень сам решил на него заработать.

«Я надумал уйти из дома и устроиться на хлебозавод № 1. Договорился, что буду сбивать ящики в тарном цеху, нашёл себе жильё. А потом встретил соседа по двору, и тот сказал, что родители купили мне аккордеон», – вспоминает Анатолий Аронович.

С музыкой с тех пор он не расставался. И, пожалуй, нет в Воронеже таких площадок, на которых ему не довелось бы выступать. Анатолий Аронович был участником проекта «Зарядка 1+1», играл на вечерах для любителей танцев. Он и сейчас иногда даёт концерты в социальной столовой на улице Кольцовской, где исполняет популярные песни под собственный аккомпанемент. 

С Королевой частушек и лётчиком-героем

Первый раз Анатолий Аронович увидел знаменитую воронежскую исполнительницу частушек и народных песен Марию Мордасову в 1950 году, когда родители привели его на концерт:

«Мария Николаевна пела свои частушки-нескладушки. Она так входила в образ, что держала в напряжении весь зал. Когда я уже начал работать в Воронежском народном хоре, она предстала передо мной простой, очень прямолинейной женщиной, про каких говорят – «что на уме, то и на языке». Запомнился её народный говор. Мордасова часто употребляла слова «ложи» вместо «клади», «этую» вместо «эта». Просила: «Если я буду няправильно говорить, вы меня поправьте, я не обижусь». Могла со своим мужем Иваном Руденко на репетиции в шутку поспорить. Не соглашалась с официальными музыкальными терминами, а придумывала свои».

Анатолия Бриц – артист Воронежского русского народного хора.
Анатолий Бриц – артист Воронежского русского народного хора. Фото: Из личного архива/ Анатолий Бриц

Вместе с труппой Анатолий Аронович ездил в гости к Марии Мордасовой в Тамбовскую область – она показывала, где родилась. И, конечно, было много поездок по городам и весям, где Воронежский народный хор неизменно встречали овациями.

«Однажды поехали в Волгоградскую область. Выступили на бис в одном из клубов. После концерта пошёл дождь, и автобус застрял в чернозёме. Толкали, но ничего не получилось. Обратились к председателю колхоза. Он прислал трактор, тот почти вытащил автобус, а потом сам застрял. Мы вернулись в клуб, сняли занавес, постелили его на сцену и легли спать. Все продукты на следующий день съели, а дождь всё идёт. Пошли в село, купили хлеб, молоко, овощи. Дождь шёл несколько дней, деньги уже закончились, начали расплачиваться украшениями, другими ценными вещами. Только через несколько дней, когда ливень прошёл, наш автобус смогли вытащить, а нас вызволить», – вспоминает Анатолий Аронович.

Концертов вместе с Марией Мордасовой Анатолий Бриц дал много. А последняя их встреча была печальной. Мария Николаевна очень переживала, что популярность народной песни, начиная с 80-х годов, начала угасать. Артисты ездили по сёлам, но на концерты приходило всё меньше и меньше народа. Уход со сцены подорвал душевное здоровье Марии Николаевны. А после того как тяжело заболел и впал в кому её любимый муж и соратник Иван Руденко, у королевы частушек случился нервный срыв.

«Я видел Марию Николаевну недалеко от посёлка Тенистый. Она шла по дороге, а за ней шли мужчины и женщины в белых халатах. Я спросил у одного из врачей, действительно ли это Мария Николаевна, он ответил, что да, и что её нельзя беспокоить. 25 сентября 1997 года Мария Мордасова скончалась».

А однажды Анатолий Аронович повстречался с Героем Советского Союза, военным лётчиком-истребителем Алексеем Маресьевым, ставшим прототипом главного героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Во время Великой Отечественной войны у того были ампутированы обе ступни, но он вернулся в строй и продолжил сбивать вражеские самолёты. Встреча с Маресьевым произошла случайно, на речном теплоходе:

«Утром вышел на палубу, сделал зарядку. И тут один мужчина мне говорит: «Молодой человек, не подержите мне ноги, я пресс покачаю?» Я согласился. Взял его за ноги, а это не ноги, это трубки какие-то железные. Расспрашивать не стал, неудобно. А на подъезде к Камышину увидел, что на теплоход входят люди с цветами и кричат: «Маресьев, Маресьев!» Мой новый знакомый выходит навстречу, и ему дарят цветы. Вот так получилось, что я с героем повстречался». 

В свободном плавании

Также Анатолий Аронович выступал в Воронежском театре оперы и балета. Играл в опере «Паяцы» Р. Леонкавалло, в опере Б. Сметаны «Проданная невеста», сыграл Васю-красноармейца в «Свадьбе в Малиновке» и во многих других спектаклях. По словам артиста, в театре ему давали роли второго и даже третьего плана, но зрители много раз вызывали на бис именно его. Дошло до того, что однажды режиссёр попросил его не ходить на поклоны, а то артистам первых ролей совсем нет аплодисментов.

«Для вас и красивый я – некстати, и умён я невпопад», – ответил Бриц.

Артисты театра оперы и балета Воронежа. Оперетта «Свадьба в Малиновке». Слева в роли красноармейца – Анатолий Бриц, в центре в роли Попандопуло – Евгений Жмырёв, справа в роли Андрейки – Михаил Сыров.
Артисты театра оперы и балета Воронежа. Оперетта «Свадьба в Малиновке». Слева в роли красноармейца – Анатолий Бриц, в центре в роли Попандопуло – Евгений Жмырёв, справа в роли Андрейки – Михаил Сыров. Фото: Из личного архива/ Анатолий Бриц

В какой-то момент Анатолий Аронович решил уйти в свободное плавание. Он объездил множество городов СССР. Пел в театре имени Шевченко на гастролях в Киеве. Давал концерты в филармонии имени Гумби в Сухуми, в театре Алишера Навои в Ташкенте. Основал собственный театр «Моно». Исполнял многие песни, в том числе собственного сочинения.

Как-то в Москве стихи нашего героя оценили Марина Влади и Владимир Высоцкий. Встретились они в парке. Пара гуляла поодаль и о чём-то разговаривала. Ссутулившийся Высоцкий в какой-то момент сурово посмотрел на Брица и попросил его не подслушивать.

«А я и не подслушиваю, – изумился Анатолий. – Я тут сижу, стихи пишу».

«А покажите ваши стихи», – попросила Марина Влади.

Светилам театра и кино творения воронежца пришлись по душе. Кто знает, может быть, это и подвигло нашего героя к дальнейшим поэтическим исканиям и созданию собственной книги с песнями и стихами.

Анатолий Бриц выступает в сольном концерте «Человек-Оркестр».
Анатолий Бриц выступает в сольном концерте «Человек-Оркестр». Фото: Из личного архива/ Анатолий Бриц

За свою долгую творческую жизнь Анатолий Бриц дал тысячи концертов. «Иногда, когда боксёр выходит на ринг, судья-информатор объявляет: «Боксёр тренируется самостоятельно. Сольным боям счёт не ведёт». Так и я репетирую самостоятельно. Сольным концертам счёт уже не веду», – говорит наш герой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах