Рынок опять поменял тренд. После февральского подорожания популярные легковые модели в марте стали дешеветь. Причиной послужил застой на вторичном рынке, связанный с насыщением авторитейла новыми машинами, а также двукратный (в течение месяца) рост импорта «свежих» автомобилей с пробегом из стран ЕАЭС. В итоге активнее других дешевела Lada, часть кроссоверов и седанов из страны утренней свежести, а в целом любая модель из топ-20 стала ближе к покупателю. Такова аналитика экспертов группы ВТБ на основе данных компании Автохаб.
Среди факторов, повлиявших на вторичный рынок авто - насыщение авторитейла большим количеством новых машин, включая новые версии автомобилей Lada, рестарт сборки четырех корейских моделей на бывшем заводе Hyundai, а также почти двукратный (до 40 тысяч а/м) в течение месяца рост импорта «свежих» машин с пробегом из стран ЕАЭС в преддверии 1 апреля. В итоге рынок в марте вновь развернулся лицом к покупателю, а цены на популярные модели «вторички» стали заметено снижаться.
Активнее других дешевели модели Granta (729 тысяч рублей, -18,2% к февралю), Niva Legend (919 тыс., -17%) и Vesta (963 тыс., -16%). По всем трем моделям в сегменте новых машин АвтоВАЗ в марте был близок к рекордным объемам сделок. Популярности Granta на первичном рынке помогало в том числе появление большего количество цветов окраски кузова. Vesta, наконец, смогла удовлетворить тех покупателей, которые ждали возобновления старта поставок машин с «автоматом». Гораздо больше появилось в салонах и автомобилей Niva. Так или иначе, все эти факторы повлияли на то, что средняя цена тех же трех моделей ВАЗа на вторичном рынке опустилась ниже психологически высокой отметки в миллион рублей.
В число машин, отметившихся двузначной динамикой снижения цены, попали также Kia Rio (1,5 миллиона рублей, -13%) и Hyundai Creta (2,1 миллиона, -12%). Седан неожиданно для многих его поклонников появился в салонах бывших дилеров Hyundai и Kia под именем Solaris KRS, а кроссовер реинкарнировал в Solaris HC. Естественно, что попытки владельцев подержанных машин с эмблемами корейских марок продавать их по 2-2,5 миллиона рублей перестали иметь успех. Цены пришлось снижать. То же самое делали и продавцы паркетников-родственников Kia Sportage и Hyundai Tucson. Но в этом случае повлиял рост объемов ввоза, в основном через Киргизию. Многие частные перекупщики постарались успеть растаможить эти машины по старым ценам и, похоже, сами того не ожидая, пересытили рынок.
На этом фоне диапазон снижения цен на 2-5% уже не воспринимается чем-то выдающимся. Тем не менее, в таких рамках дешевели ряд востребованных моделей Японии, Европы и Китая. Среди них - Toyota Camry, Renault Arkana, Hyundai Palisade, Kia Sorento, Lexus RX, Geely Coolray, Haval Jolion, Chery Tiggo 4 и BMW X5 и X6. В околонулевой зоне осталась динамика цен в марте разве что на два популярных китайских вседорожника – Geely Monjaro и Chery Tiggo 7 Pro. Пока покупатели сочли, что их цена была оптимальной.
В остальные весенние месяцы ситуация с мартовской динамикой цен, если и повторится, то только в тех сегментах, где сохранится переизбыток товара, считают эксперты группы ВТБ. Однако в целом авторитейл во вторичном сегменте, скорее всего, ждет возобновление плавного роста цен.