В Воронеже вышли на маршруты новые муниципальные автобусы с климат-контролем. Но спасёт ли это ситуацию, ведь коммерческий общественный транспорт, на который приходится львиная доля перевозок, неуклонно деградирует.
Сколько надо?
К 8 августа воронежцев возили уже 34 из 63 приобретённых в этом году новых автобусов с низким полом, площадками для колясок и кондиционерами. К сожалению, практика российских городов показывает, что кондиционеров хватает ненадолго, ведь они потребляют дополнительное топливо и быстро выходят из строя.
Так случилось в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Сочи. Конечно, хочется верить, что в Воронеже всё будет по-другому. Во-первых, муниципальный «Воронежпассажиртранс» зависит от тарифа не так сильно, как частники. Во-вторых, если кондиционер не включён в салоне, то мучиться от жары придётся и водителю.
Как рассказал замруководителя городского управления транспорта Максим Захаров, благодаря обновлению техники, средний возраст автобусов большого класса сократился до 4,4, среднего – до 5,3, а малого – до 3,9 лет.
И всё же, несмотря на то, что у «Воронежпассажиртранса» на сегодня самый большой парк больших автобусов, городская система общественного транспорта по-прежнему держится на частниках, которые продолжают деградировать – распродажи автобусов и отказ от маршрутов стали обычным делом. Так, на торги на прошлой неделе были выставлены семь маршрутов – 21, 32, 63, Т17, 59, 78, 85.
Причём именно передача пассажирских перевозок в частные руки изначально превратила воронежский общественный транспорт в маршруточный ад. Может ли муниципализация навести порядок? К сожалению, и здесь есть сомнения. Так, 7 августа, на второй день работы, два новых автобуса попали в ДТП – на улице Плехановской и проспекте Революции. И хотя виновниками были признаны не они, очевидно, что транспортная реформа не должна сводиться только к покупке новых машин.
Система для всех
Возможно, снизить аварийность поможет интеллектуальная транспортная система (ИТС) – своеобразный искусственный интеллект, которую в ближайшее время в рамках федеральной программы начнут применять в Воронеже.
Она связана не только с общественным транспортом, так как позволяет оптимально наладить систему светофоров, мониторить транспортные потоки, определять места ДТП и т.п. ИТС уже действует во многих регионах. У нас на неё потратят почти 450 млн рублей. Будет ли она эффективна или станет очередной модной штуковиной, вроде пресловутых японских светофоров?
Нам пока не известно, где ИТС уже принесла реальную пользу, но такие проекты рассчитаны не на год-два, а на несколько лет. И, конечно, многое зависит от исполнителя».