Пармезан и ветчина из Пармы, хамон из Валенсии, игристое вино из Шампани, пиво из Баварии – когда-то эти продукты были местечковыми брендами, которые производили маленькие фермерские хозяйства по придуманной ими же технологии. Сегодня их знают и продают во всем мире, они стали визитными карточками своих стран.
В России в каждом регионе производят уникальные продукты, но те, которые известны на всю страну и за рубежом, можно пересчитать по пальцам. Проблему развития региональных брендов озвучил на «Прямой линии» с Владимиром Путиным фермер Борис Акимов. В 2009 году он открыл магазин, в котором продавал фермерские продукты, а затем и сам стал заниматься их производством. Сегодня он выращивает собственный сорт чеснока и даже делает хамон. Фермер обратился к главе государства с предложением создать программу поддержки товаров, производимых в регионах. Владимир Путин идею поддержал и пообещал адресовать ее главе минсельхоза Дмитрию Патрушеву.
«АиФ-Воронеж» узнал, какие продуктовые бренды можно найти в регионах России и что мешает им составить конкуренцию мировым.
Мичуринские яблоки и башкирский мед
Борис Акимов в разговоре с президентом сказал, что местные бренды могут стать «драйвером развития территорий» и в качестве примера привел павловских кур. Это знаменитая порода домашних кур считается первой, выведенной в России, и сегодня выращивается в городе Павловск Нижегородской области. После революции порода долгое время считалось утерянной, но в 1980-е годы ее начали восстанавливать. Сегодня «Павловская курочка» - известный нижегородский бренд, магазины которого есть не только в этом регионе, но и в соседней Владимирской области. На региональном уровне предприятию постоянно оказывают поддержку – например, компенсируют процентную ставку по кредитам.
А вот другой российский бренд – мичуринские яблоки – мог бы составить достойную конкуренцию польским и белорусским фруктам, но местные фермеры постоянно терпят убытки. Этот сорт яблок был выведен известным ученым-селекционером Иваном Мичуриным в Тамбовской губернии. Саженцы яблонь отсюда заказывают из Европы и Америки, а продукты из их яблок доставляют астронавтам на Международную космическую станцию. В городе работают плодопитомники, которые производят как яблоки, так и саженцы. Однако этот бизнес непрост и в первые годы убыточен. На плаву держатся только те, кто давно работает в этой сфере. Например, в 2016 году создали хозяйство в селе Зеленый Гай Мичуринского района. На открытии говорилось о том, что со временем удастся обеспечить регион плодово-ягодной продукцией собственного производства. Но реальность оказалась далёкой от предположений. Достаточно сказать, что по состоянию на конец 2017 года убытки «Садов Мичурина» составили более девяти миллионов рублей. Чтобы сады вышли на полную мощность плодоношения, требуются годы и постоянные вложения при колоссальных убытках. К счастью, буквально на днях удалось найти столичного инвестора, который согласился приобрести это хозяйство, иначе его ждало бы банкротство.
Пчеловоды Башкирии называют свой мед лучшим в мире, вот только мир о башкирском меде знает мало. Поэтому в регионе разрабатывается бренд, который поможет представить продукт на мировом рынке. Помогать продвигать его будет международная компания, которая работает над вологодским маслом и адыгейским сыром. Башкирскому меду придумают маркетинговую компанию и упаковку. Шанс заявить о себе местные пчеловоды получат в 2021 году, когда в Башкорстостане пройдет конгресс Международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия».
Такую же задачу решают в Татарстане. Конечно, республике не занимать продуктовых брендов – сладкий чак-чак, сытный эчпочмак, ароматная катлама – тысячи туристов ездят приезжают в регион, чтобы попробовать его кухню. Еще одним брендом Татарстана хотят сделать вяленого гуся. По мнению местных производителей, он с легкостью даст отпор на мировом рынке испанскому хамону и пармской ветчине. Его активно продвигают на различных выставках. А местная Ассоциация рестораторов и отельеров призывает фермеров поставлять гусей в другие регионы России.
Готовы на экспорт
Международный продуктовый рынок, который, казалось бы, уже ничем не удивишь, вряд ли когда-нибудь видел арбузы с Урала. А, между прочим, в 2018 году Оренбуржье заняло первое место по посевам бахчевых культур в России. Здесь под арбузы и дыни отдано больше 50 тысяч гектар сельскохозяйственных земель, причем большая часть из них – это крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения.
В Иркутской области еще в 2013 году зарегистрировали марку «Продукты Приангарья». Право использовать ее получили уже 44 производителя. Марку выдает специальная комиссия и только тем фирмам, которые производят продукцию в Иркутской области из сырья, изготовленного в России и странах Таможенного союза. Также в регионе планируют открывать магазины «Продукты Приангарья», где будут продаваться только те продукты, что произвели местные фермеры.
Мало кто знает и о молодом волгоградском бренде – взбитом меде, который взялся изготавливать местный житель Анатолий Рыбин. Сейчас компания доросла до того, что вышла на зарубежный рынок. Помог ей в этом Фонд содействия инновациям. В 2018 году Анатолий стал поставлять свой мед в Японию – интерес к продукту японцы проявили сами, и сейчас волгоградский взбитый мед продают более чем сотне магазинов. А вот в волгоградских супермаркетах, по словам Анатолия, места для местного производителя пока не нашлось.
Еда как достопримечательность
Многие регионы России, где выращивают и производят свои продукты, решили не стоять в очереди за господдержкой своих производителей, а прославлять местные бренды по-своему. Так, в стране одним за одним проходят различные форумы и фестивали, на которые съезжаются туристы со всей страны и из-за рубежа.
Например, в деревне Петриково Тверской области проходит фестиваль «Селигерский рыбник». Здесь варят уху в большом котле, выпекают рыбный пирог, а лучшие повара страны дают мастер-класы. Фестиваль уже стал брендом Верхневолжья, и многие считают его лучшим местом для рыбалки в России.
В Ростовской области в мае устраивают фестиваль «Донская селедка». Как раз в это время эта рыба заходит в Дон. Ростовчане готовят рыбку по семейным рецептам и угощают ею гостей города.
В Волгоградской области ежегодно проходит фестиваль «Сарепта — горчичная столица». Его посещают несколько тысяч жителей и гостей региона. Горчичное масло здесь стали выпускать более 200 лет назад. В поселении Сарепта был построен первый маслобойный завод, который работает до сих пор.
А жители Кубани отец и сын Виктор и Дмитрий Задорожко создали уникальную ферму «Коза Хутор» - по аналогии со знаменитой «Розой Хутор». Они выращивают племенных коз и готовят из их молока сыр, йогурт, творог, масло и сливки, учат студентов и школьников основам сельского хозяйства и принимают толпы туристов.
В Пермском крае в другой семейной ферме экспериментировали с ингредиентами и случайно изобрели новый сорт сыра. Жанна и Игорь Мотронины назвали получившийся продукт «Мотрёшкин сыр». В линейке деликатесов есть весьма экстравагантные виды. Например, бордово-фиолетовый сыр «Пьяная коза», который несколько часов вымачивается в сухом грузинском вине.
Тюмень решила напомнить всему миру, что здесь не только добывают нефть, но и гордятся своей культурой. В регионе родился великий сибирский сказочник Петр Ершов – автор «Конька-Горбунка». В этом году тюменская фабрика начала выпускать «Ершовский шоколад». Лакомства с изображениями героев известной сказки уже развезли по всей стране участники и гости Чемпионата России по биатлону.
Одной из достопримечательностей Воронежа считается район местной кондитерской фабрики, где буквально разливается запах шоколадных конфет. Воронежские конфеты «Песни Кольцова» обязательно дарят всем гостям региона и рассказывают о знаменитом русском поэте Алексее Кольцове, прославлявшим природу и жителей родного края.
Еще одним конфетным регионом России мечтает стать Смоленская область. Местный житель Алексей Небылицын возродил у себя на кухне старинный рецепт сладости, представляющей собой нечто среднее между цукатами и мармеладом, которой XVIII – XIX веках была известна Смоленщина. Лакомство особенно любила императрица Екатерина II, именно она распорядилась наладить поставки смоленских конфет на императорский двор, а Николай I позже отправлял продукт на международную выставку в Лондон. Теперь Алексей Небылицын своими силами организует краудфандинг на производство конфет и возит свой продукт по выставкам, чтобы рассказать о нем всему миру.
А вот рецепт вяземского пряника – достойного конкурента Тульского – считается утраченным. Этот пряник упоминается в документах XVII века. Конечно, сегодня хлебокомбинат Вязьмы выпускает эти пряники, но секретный ингредиент лакомства так и не был найден, что впрочем не мешает вяземскому прянику быть одним из любимейших десертов россиян, который можно купить во многих регионах России.
Такой же ареол таинственности окружает пожарскую котлету - кулинарный символ Торжка. Ее история тянется с начала XIX века, когда трактирщик Евдоким Пожарский стал подавать гостям вкуснейшие блюда из телятины. В Торжок заезжали путешественники, ехавшие из Петербурга в Москву, так слава о пожарских котлетах разлетелась по двум столицам. Трактир после смерти Пожарского унаследовала его дочь Дарья, она изменила рецепт и стала готовить котлеты из рубленой курятины. Так их готовят и сейчас, а оригинальный рецепт трактирщика не сохранился.
Пошли дальше
Те регионы, которые уже успели сделать местные продуктовые бренды известными на весь мир, идут дальше. Фермеры Адыгеи добились того, чтобы название «Адыгейский сыр» могли давать своим продуктам только те предприятия, которые работают на территории республики.
Популярность калининградских шпрот в России растет с 2015 года, когда был введен запрет на ввоз в страну латвийских и эстонских шпрот. Регион занимает первое место по производству этого продукта в РФ, но производители не останавливаются на достигнутом и продолжают развивать бренд. Так, в конце 2018 года Калининград впервые начал выпускать шпроты в стеклянной банке.
А на Кавказе изготавливают так много кулинарных шедевров, что уже полтора года там не могут выбрать продуктовый бренд края. Пока лидируют осетинские пироги, власти намерены запатентовать бренд и утвердить его рецептуру, как это было сделано с осетинским сыром.
Белевская пастила, которую производят в Тульской области, в рекламе не нуждается - ее знают и любят по всей России и за рубежом. Производитель лакомства Юрий Тимохин говорит, что рецепт удалось сохранить благодаря бабушкам, которые передавали его из поколения в поколение. Сохранением народных традиций в Белёве занимаются и местные - домашнее производство процветает, ведь лишняя копеечка в городе, где не так много возможностей заработать, пригодится каждому.
Маркетинг решает все
А вот Воронеж один из своих брендов упустил. Сейчас продукт с названием «Воронежское мороженое» производят в Нижегородской области. Почему так происходит и как сделать так, чтобы региональные марки не терялись, а развивались, мы спросили у экономического консультанта Евгения Гаврилова.
«Региональный бренд должен быть направлен на продвижение за пределы области, а в данном случае произошло наоборот - нижегородская компания добилась удачного «импорта» в регион. На мой взгляд, Воронеж на потребительском рынке России известен, в первую очередь, благодаря мраморной говядине и молочным продуктам. Продажи этих брендов на московском рынке статистически значимы.
Перспективы и устойчивость брендов зависят от команды, которая их продвигает, и её ресурсов. Инструменты давно известны: дизайн, маркетинг и PR. Другое дело, что все работодатели готовы уже даже с фонарями ночью искать хороших маркетологов - их просто нет. Известны хорошие подрядчики, в том числе с громкими федеральными именами, которые точно справятся с поставленными задачами. Но ведь задачи тоже кто-то должен ставить. Не стареет фраза товарища Сталина - кадры решают всё».