Робот в помощь. О способностях ИИ, хитрых студентах и вызовах преподавателям

Доктор физико-математических наук, профессор ВГУ Дмитрий Костин © / Воронежский государственный университет

Сенсационная новость пришла на прошедшей неделе от корпорации Microsoft: она намерена сократить 200 сотрудников, рабочие места которых займёт искусственный интеллект, этими же сотрудниками разработанный. Причина — ИИ оказался эффективней людей. Что ж, получается, что из помощника искусственный интеллект запросто может превратиться в конкурента человеку и даже стать его заменой? Куда вообще движется прогресс, и стоит ли бояться его бурного развития? Об этом и многом другом мы спросили у доктора физико-математических наук, профессора ВГУ Дмитрия Костина.

   
   

ИИ поможет

Ирина Стецкая, «АиФ-Воронеж»: Дмитрий Владимирович, мы живем в мега-уникальное время: всё то, что ещё недавно казалось фантастикой, становится реальностью. По улицам движутся беспилотные автомобили, всевозможные роботы делают рутинную работу, голосовые помощники отвечают на наши запросы, подбирают контент, записывают пациентов к врачу. Что дальше?

Дмитрий Костин:  ИИ сегодня — это одна из базовых технологий, и хотим мы того или нет, но она вплетается в нашу повседневную жизнь, и влияет на неё. А вот как именно — это вопрос. 5–6 июля я побывал на форуме «Искусственный интеллект в образовании». Он проводился в Тюменском госуниверситете, ректором которого ещё недавно был наш нынешний министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. И основной повесткой форума стал вопрос, как возглавить процесс внедрения ИИ в наше образование.

Вот простой пример — наверняка вы слышали, что студенты используют большие языковые модели при написании курсовых и даже дипломных работ. Это пример того, что университеты не успели за технологией, и она начала сама, без централизованного обдуманного применения, проникать в образовательный процесс, в самый, можно сказать, его центр. Ведь дипломная — это финальная работа студентов, по которой мы понимаем, чему он научился. То, что он на протяжении ряда лет сдавал экзамены — это одно, но то, как он способен генерировать новые знания — всё это должно отразиться в его дипломной. А он эту работу с себя снимает, перекладывает на плечи машины и пытается каким-то образом выдать за свою.

— Но вы же можете это отследить?

— Конечно, но это будет определённое противостояние, постоянный антагонизм, как в радиоэлектронной борьбе: нужно придумать новый алгоритм связи и придумать алгоритм борьбы с этой связью. Здесь то же самое: все технологии ИИ студенты, особенно наиболее продвинутые, будут максимально использовать для облегчения своего труда. И нельзя сказать, что мы полностью запрещаем им это делать, но мы должны возглавить и осмысленно поставить это использование в рамки образовательного процесса. Эта идея и обсуждалась на данном форуме.

Нужно понимать, какую задачу мы делегируем ИИ. Если студент не умеет что-то делать и его цель — в рамках образовательного курса этому научиться, то, конечно, он не должен всё перекладывать на машину, его задача — нарабатывать собственный опыт. А если он освоил образовательный курс, понимает сущность операции, и она становится для него в определённой степени рутиной, то да — тут уже можно что-то сделать с помощью ИИ. При этом наши когнитивные способности нужно держать в постоянном тонусе.

   
   

А кто творец?

— С каким функционалом ИИ современный человек уже сейчас сталкивается в повседневной жизни?

— Пока ИИ в основном работает как помощник. Мало того, с ним можно обсуждать какие-то идеи — технологии уже дошли до такого уровня, что с ИИ можно разговаривать, и он будет вам что-то подсказывать. У него есть неограниченные, по сравнению с нашими, способности мгновенно изучать текущую ситуацию, очень быстро составлять аналитический отчёт, вычленять основную идею, давать собственную аннотацию. Дальше — больше. Мы знаем, что на статьи в научном журнале обязательно должна быть рецензия. Так некоторые рецензенты дошли до того, что уже составляют рецензии с помощью ИИ и отправляют их в издательства.

Или ещё пример. Так как мы общаемся с ИИ через наши запросы, так называемые промты, их нужно правильно составить. Один знакомый рассказывал: «ИИ не мог решить задачу, но я стал более точно задавать вопросы, и в итоге он решил». То есть получается, что искусственный интеллект тоже учится и развивается. И мы сами его можем обучать. К тому же он не просто учится что-то делать: в момент нашего общения цифровой помощник запоминает различные идущие от нас сигналы и делает какие-то выводы.

Ну, а это пример уже совсем из будущего: когда человек уйдёт из жизни, но сохранится его помощник, тот вполне сможет стать его цифровой тенью — ему можно будет задавать вопросы, и он будет отвечать так, как мог бы ответить человек, которого уже нет в живых.

— Но это же здорово! Когда уходят дорогие нам люди, что нам обычно не хватает? Общения с ними! А если бы остался цифровой помощник, запомнивший всё о своём «хозяине», можно было бы продолжать общаться?

— Да, и спрашивать, например, совета, как поступить. Цифровой помощник — это огромная база данных, главное, чтоб он всё правильно запомнил (улыбается. — Ред.). В 1957 году Андрей Николаевич Колмогоров — наш великий математик мировой величины — доказал теорему, суть которой в том, что любую сложную функцию многих переменных можно представить в виде комбинации множества простых функций, и эта идея легла в основу нового подхода к построению нейронных сетей.

Почему мы стали говорить про ИИ или искусственные нейронные сети? Потому что попытались повторить схему, которая есть в нашем неокортексе (основная часть коры больших полушарий головного мозга — Ред.). Конечно, с инженерной точки зрения мозг человека до сих пор остаётся загадкой. И тот компьютер, который бы выполнял все функции нашего мозга, наверное, должен был бы питаться от отдельной атомной станции. Но технологии искусственного интеллекта расширяются и даже, казалось бы, далёкие от этого люди становятся участниками данного процесса. Последние две Нобелевские премии по физике и химии были назначены учёным, которые с использованием технологий машинного обучения смогли решить фундаментальные задачи по своим предметам. Фактически, это математики, которые смогли поставить эксперимент и получить ответ.

— И что же дальше? Чем станет ИИ завтра, какие существуют прогнозы?

— Сначала мы используем ИИ как инструмент — чтобы что-то делать быстрее, больше, возможно, качественнее. Дальше мы начинаем с ИИ сближаться, обсуждать свои идеи. А потом происходит слияние, и мы с этим нашим помощником превращаемся в нечто целое. Даже сейчас уже есть люди, которые не представляют своей жизни без него. Известно высказывание: будущее уже наступило, просто неравномерно. И кто-то уже сегодня пользуется тем, что нам пока кажется завтрашним днем. Эти помощники продаются, их называют «копилоты», есть даже помощники уровня доктора наук — такой и подберёт материал, и составит статью, и напишет заключение, и сделает презентацию...

А теперь возвращаемся к нашим студентам. Когда они сдают свою курсовую работу, мы должны понимать что именно человек является её творцом, а машина всего лишь выступала его помощником. И если ты хочешь уметь что-то делать, ты должен сначала научиться это делать сам. Я считаю, что технология искусственного интеллекта — это одна из тех технологий, за счёт которой мы сохраняем экспоненциальную кривую нашу развития.

Другие вызовы

— А как ИИ помогает преподавателям?

— Пока каждое учебное заведение старается приобрести собственный опыт. Например, с помощью ИИ можно создавать какие-то тесты. Вы загружаете материал, а он помогает выполнить определённые задачи. ИИ также может вести рутинную переписку, составлять расписание занятий. Кстати, в своё время Билл Гейтс свою первую зарплату получил, когда составил расписание занятий для университета. Для него это была суперпроверка. Он смог решить эту прикладную задачу в рамках конкретного учебного заведения и автоматизировать этот процесс. Можно сказать, это был его первый шаг в айти.

А ещё к нам приходили специалисты из Сбера и рассказывали, как преподаватели устанавливают микрофон, читают лекцию, а по окончании лекции у вас уже есть готовый конспект. Меня это заинтересовало, и я думаю: надо попробовать. Но не расхолаживает ли это студента? Многие и так просто фотографируют доски и презентации и считают, что этого достаточно. Да, мы требуем от студентов что-то записывать. Но прогресс идёт, и, возможно, наши к дети к механической записи скоро будут относиться так, как современный человек относится к разведению костра с помощью палочек. Ведь новое поколение с телефоном практически с рождения.

— Хорошо, а как в эпоху цифровизиции проконтролировать знания? В школе ученика можно вызвать к доске, а что со студентом, который сдаёт работы в цифровом виде? Где гарантия — что их сделал реальный человек?

— Образование меняется, способ проверки знаний — тоже. Пока отчасти мы работаем по старой системе, где контакт с учеником обязателен. С одной стороны, мы передаём наши навыки, а с другой — контролируем студентов. Но система не стоит на месте. Какая главная задача была у учёных 100 лет назад? — Найти книгу, информацию. А сейчас какая? — Отфильтровать информацию. А это принципиально другая базовая модель поведения. На детей с первого класса обрушивается такой поток информации, что без фильтра они просто не выживут. И у педагога появляются другие вызовы: если раньше студенты его слушали, то теперь он должен как-то замотивировать их это делать. Тут важен интерактив, преподаватель должен наладить взаимодействие.

— Многие педагоги гуманитарного профиля жалуются: дети не умеют писать ручкой. А ваши студенты-математики умеют решать в столбик?

— По идее, умеют, это требуется на ЕГЭ (улыбается. — Ред.). Кстати, есть такая статистика: в 70-е годы в вузы поступали 5% выпускников школ, а сейчас — больше 65-ти. А ведь люди не изменились — не поглупели и не поумнели, и талантливых ребят из этих 65% так и осталось 5%. И когда нам говорят о кадровом голоде, дело вовсе не в нём, а в дефиците талантов. И вот тут возможно ИИ — это тот инструмент, с помощью которого в каком-то смысле мы сможем восполнить этот пробел.

— Получается, ИИ уже и помощник, и преподаватель, и альтернатива кадрам. А что останется человеку в будущем?

— Думаю, останется многое. И пусть, с одной стороны, из-за новых технологий мы теряем какие-то навыки, но с другой — мы продолжаем постоянно развиваться. Вот, к примеру, у нас пропали машинистки — и ничего, каждый сам научился набирать тексты. А теперь человек повесил на себя микрофон, и родился конспект. ИИ ещё и структурировал его, поправил неточности, выбросил слова-паразиты, сделал какие-то акценты...

— Значит, можно считать, что нам ИИ не угрожает?

— Искусственны интеллект — это просто технологии. Я сторонник того, что развитие должно идти вперёд.
 

Досье

Дмитрий Костин родился в Воронеже в 1984 году. Окончил математический факультет ВГУ с красным дипломом. Занимался преподавательской деятельностью в ВГУ, работал начальником отдела АО «Концерн «Созвездие». В апреле 2023 г. назначен проректором по науке, инновациям и цифровизации ВГУ. Профессор кафедры математического моделирования ВГУ, доктор физико-математических наук.