Приоритет – автобусам. Что мешает общественному транспорту в Воронеже?

Новые маршруты городских автобусов понравились далеко не всем: уехать с некоторых остановок стало гораздо труднее. Одновременно облик воронежского общественного транспорта становится всё контрастнее: по улицам ходят и новенькие муниципальные автобусы, и отжившие свой век машины частных перевозчиков. Об этих и других проблемах мы поговорили с замруководителя городского управления транспорта Максимом Захаровым и общественником Виталием Иванищевым - во время прямого эфира в сообществе vrn.aif.ru «Вконтакте» они ответили на вопросы редакции и читателей. 
 

По единому стандарту

Юрий Голубь, «АиФ-Воронеж»: Изменение маршрутов вызывает много жалоб, как вы оцениваете ход реформы?
 
Максим Захаров:
Маршрутная сеть не может быть статичной. Воронеж развивается – появляются новые кварталы с жилой застройкой и рабочими местами, меняются потребности в перевозках. 
 
Есть комиссия, которая принимает решение о закрытии одних и запуске других маршрутов. Кроме сотрудников управления транспорта, туда входят общественники, депутаты, представители ГИБДД. Мы аккумулируем все обращения, и предоставляем их комиссии. Обратиться в управление транспорта можно через электронную приёмную на сайте администрации Воронежа. 
 
- Когда валидаторы в автобусах появятся не только возле водителей, но и у средних дверей - чтобы не было толкучки?
 
Максим Захаров: К сожалению, перевозки находятся на самоокупаемости, кондукторов у нас нет. Если бы зарплата водителя не зависела от выручки, можно было бы поставить валидаторы у всех трёх дверей. Но без контроля неоплата колоссально возрастает. У нас она не больше 10%, но в некоторых регионах – 30-40%.
 
- Живу на ул. Перевёрткина, работаю на ул. Тимирязева. Уехать в часы пик невозможно, приходится ездить с пересадкой – это больно бьёт по кошельку. Почему на маршруте № 16 убрали «пазики» и оставили микроавтобусы?
 
Максим Захаров: Свои коррективы внесли санкции и экономическая ситуация. Стоимость подвижного состава выросла в разы. Если в начале 2020 года автобус большого класса можно было купить за 10 млн руб., то сейчас ценник – 17-19 миллионов. Поэтому частники их и не покупают.
 
Вся надежда – на помощь правительства области: оно регулярно покупает подвижной состав. По возможности будем стараться пополнять направления. 
Что касается пересадок, модель «от подъезда к подъезду», по которой работали частные перевозчики, нежизнеспособна. По нормативам Минтранса, для города-миллионника на пути из точки А в точку Б допускаются две пересадки. У нас почти везде можно добраться с одной. 
 
Виталий Иванищев:
Муниципальный перевозчик и частники находятся в неравных финансовых условиях. Первого финансирует государство, вторые должны за собственный счёт покупать технику, содержать её, делать туалеты на конечных остановках и т.д. 
 
Но отдать всё муниципалитету – не выход. Крупным предприятием сложнее управлять, нет депо и т.д. На мой взгляд, нужно идти в сторону единого стандарта: транспорт должен быть качественным вне зависимости от формы собственности. 
 
- Планируется ли в Воронеже по примеру других регионов вводить проездной билет?
 
Максим Захаров: Технически мы давно к этому готовы. Проблема в том, что у нас два оператора платёжных систем: один обслуживает муниципальное предприятие, другой – частных перевозчиков. А есть ещё и межмуниципальные маршруты. Но проездной должен быть единым, поэтому необходимо создать структуру-надстройку. Сейчас над этим работают коллеги из правительства области. 
 
 

   
   

Наследие 90-х

- Спасибо за выделенки. Вот только в центре они все запаркованы. Почему не работают эвакуаторы?
 
Максим Захаров: Возможно, эта работа не всегда заметна, но она ведётся. По сентябрьским данным ежедневно только с одной ул. Плехановской эвакуировали около 20 машин. 
 
- Почему нет нормальных конечных остановок? Почему водители должны чувствовать себя на работе, как скот, - ходить в кусты, сидеть весь день за рулём, есть холодную еду в автобусе?
 
Максим Захаров: Это наследие 90-х, когда было распродано всё, что можно. Сейчас мы пытаемся по крупицам собирать эти участки в муниципальную собственность. 
 
Виталий Иванищев: Дело не только в этом. В бюджете закладывают средства на покупку транспортных средств, но не на инфраструктуру. Развивать её – не задача перевозчика, тариф тут ни при чём. 
 
- Как передвигаться по дороге с одной сплошной полосой, если по ней пускают автобус?
 
Виталий Иванищев: На этом автобусе. Нет города, где можно везде комфортно ездить на автомобиле. Если мы хотим, чтобы город был удобным для жизни, приоритет должен принадлежать общественному транспорту.