Рекордная жара. Может ли в Воронежской области повториться 2010 год?

Жанна Беляева / Из личного архива

Дождливые выходные подарили жителям Воронежской области короткую передышку, но в начале недели в регионе снова установилась сильная жара. И это при том, что первая половина месяца прошла практически без осадков, зато с температурным рекордом: девятого числа столбик термометра поднялся до 32,4 градуса.

   
   

Жара чревата лесными пожарами. И если, по данным МЧС, большей части территории области они сейчас не угрожают, то на востоке и юге региона ситуация прямо противоположная. В Борисоглебске, Грибановском, Терновском, Новохопёрском, Поворинском, Кантемировском, Богучарском, Верхнемамонском, Россошанском, Петропавловском районах установился V класс – чрезвычайная пожарная опасность.

Почва – мёртвая

Было как в Краснодаре
Не стоит считать, что климат в Воронежской области меняется впервые. Так, археолог Виктор Ковалевский отмечает, что исследования древних славянских поселений на территории санатория им. Горького установили: тысячу лет назад в нашем регионе средняя температура была на 1,5-2 градуса выше – как в современном Краснодарском крае. В ту эпоху наблюдался климатический оптимум. Затем на несколько веков наступило серьёзное похолодание. Возможно, на новом витке климатического цикла температуры снова пошли вверх.

Возможно ли повторение катастрофы 2010 года с её пожарами и засухой, погубившей практически весь урожай? Как отмечает профессор Воронежского агроуниверситета Владимир Шевченко, в апреле уровень грунтовых вод в Докучаевском колодце в Каменной степи находился на отметке ниже семи метров – в 2010 году вода стояла немногим глубже.

«Не только Дон, даже малые речушки не вышли из берегов – это говорит о чём-то серьёзном, – считает учёный. – Существует цикличность – засухи повторяются примерно каждые 10-11 лет. После 1891 года, когда 2-3 млн крестьян умерли с голоду, засушливыми были 1893, 1901, 1911, 1921, 1927, 1931, 1938 гг. После катастрофического 1972 года засуха повторилась в 1975-м, затем – в 1981, 1984, 1995, 2007 гг. В последние годы мы видели рекордные урожаи – дескать, помогли национальные программы. Но выпадало 540, 570 и даже 627 мм осадков – как будто мы с вами жили не в засушливой Воронежской области, а где-то в Подмосковье».

При этом высокие урожаи серьёзно истощили почвы.

«Чернозёмы продолжают деградировать, – констатирует Владимир Шевченко. – Когда-то на гектаре в почве было 24-26 тонн биоты: червей, членистоногих, бактерий, грибов – всего того, что перерабатывает гумус. Сегодня осталась тонна-полторы. Почва мёртвая, а 60 центнеров с гектара сегодня получают благодаря «химии»: мощные дозы удобрений закисляют почву, микробы погибают, потом их добивают гербицидами».

   
   

Осадки время от времени всё же выпадают – тем не менее жара продолжает своё дело.

«Идёт мощное испарение: почва полопалась, за счёт капиллярного подъёма влага улетучивается, – объясняет аграрий. – А ведь предстоит налив колоса. Высокая температура начинает тормозить фотосинтез, полезные вещества уходят на дыхание. Есть такое понятие, как «захват» – когда жара не позволяет сформировать нормальную зерновку. В этом случае вес тысячи зёрен, который при нормальных условиях должен равняться 40-45 г, падает до 20-25 г. Урожай в два раза ниже. При этом снижается качество».

С изменением климата особенно актуальной становится проблема возрождения отечественной селекции. Ведь в случае засухи пострадают в первую очередь западные сорта, которые выведены при совсем другой влажности. Спасти чернозём должно органическое земледелие, которое придёт на смену «химическому»: в последнее время в области эта тема обсуждается всё чаще.

Мнения экспертов

Александр Сысоев, руководитель управления лесного хозяйства Воронежской области:

«Количество и площадь лесных пожаров с каждым годом увеличиваются. В Центральном федеральном округе Воронежская область занимает второе место по количеству пожаров после Московской. В соседних субъектах Федерации нет такой пожарной опасности, хотя леса и погодные условия такие же, силы и средства, привлекаемые к тушению, примерно одинаковы.

Чаще всего горят Хохольский район с полигоном Погоново, Лискинский район с Давыдовским лесничеством, Бобровский и Воронеж, где расположено Сомовское лесничество.

Из 62 пожаров, которые случились в области в прошлом году, не было ни одного естественного или техногенного: все без исключения возгорания произошли по вине людей. Однако поджигателей фактически никто не ищет. Было возбуждено семь уголовных дел, но виновные так и остались неизвестны.

В работе управления очень много серьёзных недостатков: слишком низкий темп профилактики (создание минерализованных полос, очищенных от горючих материалов, и других препятствий на пути огня) и то, что она каждый год проводится в одних и тех же местах, без учёта статистики.

Штат временных работников укомплектован только на 75%. Тому много причин, в том числе – низкая заработная плата. У многих – 11 200 рублей. Это не даёт возможности привлечь квалифицированных специалистов – водителей и трактористов. Основная категория работников – люди преклонного возраста, которые лишь в ограниченной степени могут привлекаться в качестве бойцов».

Александр Сушков, руководитель Воронежского гидрометцентра:

«Засуха бывает атмосферной и почвенной. Критерии атмосферной засухи: отсутствие эффективных осадков – больше 5 мм – в течение не менее 30 дней при максимальной температуре воздуха 30 градусов и выше. Критерии почвенной засухи: запасы продуктивной влаги в слое до 20 см составляют не более 10 мм за период не менее трёх декад подряд.

Одним словом, по мнению наших агрометеорологов, пока ни о чём из ряда вон выходящем говорить не приходится. Единственное – волнует восток области, в частности, Борисоглебск. Там начинается почвенная засуха.

Как сравнивать этот год с 2010-м? Тогда температура была 41 градус, а в этом – 32. Тогда это было в конце июля, а сейчас начало лета.

По прогнозу Гидрометцентра России, температура выше нормы у нас ожидается только в августе и сентябре. Есть надежда, что в конце июня мы придём к норме по влажности и температуре».

Александр Новичихин, замдиректора по научной работе НИИ сельского хозяйства Центрально-Чернозёмной полосы им. В. В. Докучаева:

«В последние годы обострились засушливые тенденции. Наш институт ведёт наблюдения с 1928 года: в целом годовое количество осадков сохранилось, но перераспределилось – перешло на холодное время года. И, главное, уменьшилось в мае.

Уровень грунтовых вод резко снизился после 2010 года и до сих пор не пришёл к прежним отметкам. Сейчас стали чаще делать колодцы для полива огородов – электронасосы доступны. Естественно, если верховодка откачивается на полив, её уровень убывает.

В этом году на западе области осадков выпадало больше, чем на востоке, где урожайность будет хуже. Озимые ещё в какой-то мере использовали зимние пары – снега было много, а яровые культуры страдают. На западе области ячмень выглядит нормально, а на востоке уже желтеет, как и горох. И всё это на фоне высоких температур.

Нужно принимать меры. До конца XIX века Каменная степь была не заселена – люди старались селиться вблизи рек. После работ по докучаевскому плану уровень грунтовых вод поднялся: были созданы водоёмы, посажены лесные полосы, которые становились «магазинами влаги» – сдуваемый ветром снег накапливался на опушках и таял весной.

Но ведь чтобы докучаевская парадигма оптимального соотношения пашни, леса, луга и воды заработала, она должна быть распространена повсеместно. В 1948 году был принят Сталинский план преобразования природы. Но Сталин умер в 1953 году, и Хрущёв перебросил деньги на освоение целинных земель. Работа осталась незавершённой.

Лесные полосы уже не выполняют свою роль. Ведь их конструкция должна быть продуваемой: чтобы ветры их не огибали, а проходили насквозь – в этом случае снижается скорость ветра, и он насыщается влагой. И всё это на фоне уменьшения количества водоёмов в Воронежской области и ликвидации системы орошения».