Жительница Рамонского района Лиана Юсубова уже около 30 лет занимается плетением из соломки. В 2019 году ей присвоили звание «Народный мастер Воронежской области». В беседе с «АиФ-Воронеж» мастерица рассказала, с чего началось увлечение, тяжело ли было освоить ремесло и много ли сейчас желающих научиться соломоплетению.
«Приятно, когда люди смотрят на мои изделия и улыбаются»
Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Лиана Айдыновна, расскажите, как началось увлечение плетением из соломки.
Лиана Юсубова: Наверное, склонность к рукоделию во мне была заложена, хотя в семье рукодельниц не было и мне пришлось всему учиться самой по книгам и журналам. Еще в начальной школе я научилась вязать по журналу. Мама не вязала, бабушка далековато жила, поэтому спрашивать было не у кого. Природный материал меня привлекал всегда. У меня в детстве была плетеная корзиночка из лозы и мне было очень интересно, как же ее можно сделать, ведь там все так закручено и заверчено. В начале 80-х годов, когда был дефицит, мне удалось купить книгу «Плетение из лозы». Я начала заниматься. Конечно, первые вещи были неказистые, потом уже получше. Я с удовольствием плела подставки, хлебницы, корзинки разных размеров и одаривала ими своих родных и друзей. В начале 90-х годов моя подруга, зная мои склонности к рукоделию, привезла мне из Минска книгу «Возьми простую соломку». Сейчас, конечно, у меня много такой литературы красочной, а та книга была с черно-белыми фотографиями, на которых очень плохо видно, но зато в ней были описания. Я начала осваивать приемы плетения, потом сделала несколько изделий и решила, что это все-таки бездельные вещи. Вот корзинка или хлебница имеют утилитарное значение, а соломенные предметы – игрушки, безделушки. Я перестала этим заниматься.
В начале 2000-х в Воронеже проходили Дни культуры районов и наш Рамонский район представлял там концертную программу и выставочную экспозицию. К тому времени в районе меня уже знали и я тоже поучаствовала в такой выставке. После этого мне предложили заниматься с детьми в школе в ДК, где я живу. Заниматься с ними плетением из лозы нереально, потому что для этого нужны колюще-режущие инструменты и большой объем заготовленной лозы. Для себя я заготовить могу, а их не выведешь далеко на заготовки. Из-за этого я стала заниматься с ними соломой. Это попроще. Работать с ней надо в мокром состоянии. Дома я ее замачивала, в мокрой тряпочке приносила на занятия и мы с детьми что-то делали. Им же надо сделать и понести готовое изделие скорее домой похвастаться. Вот с соломой такого можно было добиться. Конечно, мы делали самые простенькие вещицы. Потом я сама так увлеклась, что сейчас это мой основной вид занятия. В школе я проработала лет десять, потом дополнительное образование сократили и теперь я плету только для себя, для души. Приятно, когда люди смотрят на мои изделия и улыбаются.
-Тяжело ли было освоить ремесло?
- По книжке было легко освоить плоские плетенки, а с объемными пришлось повозиться, но все равно потом разобралась. Сначала стала делать то, что в книге описано, потом сама начала что-то придумывать. Подключала и другой природный материал – листья от початков кукурузы, лозу, рогоз, шпон.
Самые простые инструменты
- Как заготавливается соломка для плетения? Много ли времени на это уходит?
- Солома должна заготавливаться на корню. Я работала во Всероссийском институте сахарной свеклы, где были апробационные снопы, которые собирались в поле полностью со стеблем. Их измеряли, взвешивали, хранили определенное время, а потом выбрасывали. Вот я забирала эти снопы. Могла и сама в поле собрать, потому что солома должна быть не из-под комбайна, иначе она будет мятая с поломанным стеблем. Я эту солому приносила домой и начинала ее разбирать: чистила, вырезала узелки, разрезала, сортировала. Подготовительный этап достаточно длинный. Иногда получается, что на изготовление изделия времени уходит меньше, чем на подготовку соломы. Так она у меня стоит рассортированная. Если я что-то задумаю сделать, подбираю солому нужной длины, толщины и замачиваю. Если надо быстро, то в горячей воде на полчаса, а если не к спеху, я могу бросить ее в воду на ночь или с утра, а вечером сажусь поработать.
- Из какой соломки обычно плетут изделия?
- Вообще, по той белорусской книге, использовали ржаную солому. Я читала, что она была такой длины, что всадник на лошади мог скрыться в этом поле. Но сейчас такой соломы нет, вообще рожь уже почти перестали сеять. Я использую, в основном, пшеничную солому, но раньше использовала и ржаную из апробационных снопов.
- Какие инструменты нужны для этого ремесла?
- Инструменты самые простые: ножницы, нож, иногда проволока, кусачки, круглогубцы. Занимаюсь я плетением дома на табуретке - большого пространства не нужно, главное, чтобы было удобно работать.
«Когда зовут на мастер-классы, никогда не отказываю»
- Вы много раз принимали участие в фестивалях и выставках. Расскажите об этом.
- Сейчас, к сожалению, это стало редкостью, а раньше участвовала в районных и областных мероприятиях. В 2019 году мне присвоили звание «Народный мастер Воронежской области». Мне очень нравились фестивали «Игрушка-говорушка» в Рамонском районе в фестивалях. Потом, к сожалению, тут от него отказались и теперь он проводится в Воронеже. Ездила на фестиваль на Троицу в Усмани, куда приезжает много мастеров, фольклорные коллективы с концертами. Интересный фестиваль проходил в селе Воробьевка. Я с другими мастерами несколько раз там участвовала - было что посмотреть и чему поучиться. В Липецке был крупный фестиваль по игрушке, на него приезжали даже из Иркутсткой области. Там я получила диплом первой степени за коллекцию моих игрушек. Я представляла кукол, сказочных персонажей: Бабу-Ягу и ее избушку на курьих ножках, Змея Горыныча, русалку. Также делала зверушек: змеек, мышек, баранчиков, козликов. Недавно я узнала, что раньше макушку новогодней елки украшали не звездой, а ангелом. Я сделала такого ангела из лозы и рогоза и в этом году уже надену на макушку его.
- Сейчас вы проводите мастер-классы по плетению из соломки. Много ли желающих обучиться?
- Когда зовут на мастер-классы, я никогда не отказываю. Всегда провожу мастер-классы на фестивале «Фольклорная весна» в Воронеже. В этом году меня приглашали на детский фольклорный фестиваль «Веснушка», который проводили преподаватели фольклорного отделения института искусств. Там на мастер-классе прошло около 60 человек. Обычно я не могу посадить сразу много людей, потому что каждому приходится помогать завязывать узелки: изделие из соломки получается, а узелок завязать не выходит. Но на этом форуме помогали преподаватели и волонтеры, поэтому поучаствовало много людей.