«Теперь в космос». Воронежский школьник – о путешествии к Северному полюсу

Андрей Лебедев выиграл путешествие на ледоколе во всероссийском конкурсе «Большая перемена» © / Андрей Лебедев / Из личного архива

Прошедшие летние каникулы воронежский одиннадцатиклассник Андрей Лебедев запомнит надолго – в августе он совершил экспедицию на атомном ледоколе на Северный полюс. Путешествие школьник выиграл во всероссийском конкурсе «Большая перемена».

   
   

В беседе с «АиФ-Воронеж» Андрей поделился восторгом от круиза на ледоколе и рассказал о том, что чувствуешь, когда у тебя под ногами вся планета.

«Моя мечта исполнилась»

Виктория Молоткова, «АиФ-Воронеж»: Андрей, расскажи, как тебе удалось стать участником экспедиции.

Андрей Лебедев: Это произошло благодаря конкурсу «Большая перемена», который проводился совместно с «Росатомом». Участники должны были представить минутную видеовизитку, в которой нужно было рассказать о технологии для развития Арктического региона в ближайшие 50 лет. Моя идея заключалась в создании плавучих термоядерных электростанций, то есть внедрение термоядерной электроэнергии для улучшения Северного морского пути и создание точек снабжения для дизельных и атомных ледоколов. Всего в конкурсе принимали участие свыше трехсот человек. Мой ролик прошел отбор.

- Расскажи о первых впечатлениях от ледокола.


- Мы прилетели в Мурманск и три дня сидели по одному в номерах отеля, чтобы минимизировать риск заражения коронавирусом на борту. После трехдневной обсервации нас вывели по закрытому коридору, посадили в автобусы и отвезли в порт «Росатомфлота», где стоял атомный ледокол «50 лет Победы». Первые впечатления сложно описать словами. Это просто шок! В 2019 году я мечтал просто побывать на атомном ледоколе, а о том, чтобы совершить экспедицию на Северный полюс, я даже не думал. И вот моя мечта исполнилась. Было торжественное приветствие, после чего нас проверили, как в аэропорту, потому что порт «Росатомфлота» - это военный объект. Минут десять мы еще фотографировались напротив ледокола, а потом уже поднялись на борт. Мы прибыли в порт примерно в 12 дня, а отплытие было запланировано на девять вечера, то есть, практически, целый день мы находились на борту ледокола и стояли в порту.
Путешествие проходило с 14 по 25 августа Фото: Из личного архива/ Андрей Лебедев

«Круто! Я на Северном полюсе»

- Что больше всего запомнилось во время плавания?

   
   

- Все! Я не могу выделить что-то одно, все было очень круто. Первое – это виды Арктики. Я родился на Байкале и, можно сказать, привык к красоте природы. А тут – опять шок. Вообще, у меня экспедиция ассоциируется с состоянием шока в хорошем смысле. Запомнился самый первый айсберг – он был бирюзовый, перевернулся несколько дней назад. Птичий базар – отвесная скала, где обитают тысячи птиц. Еще впечатлил вид из иллюминатора каюты – только морская гладь, больше ничего.

Андрей рассказал, что ему особенно запомнился самый первый айсберг Фото: Из личного архива/ Андрей Лебедев

- Что ты почувствовал, когда вы достигли географических координат Северного полюса?

- Сначала мы вышли на палубу, потому что ледокол еще шел, мы не сходили на лед. Когда раздался первый гудок ледокола, капитан сказал, что мы на Северном полюсе, у меня не было никаких чувств, я просто подумал: «О, круто! Я на Северном полюсе». Когда ледокол остановился, и мы нашли льдину, на которую можно высадиться, и когда я ступил на лед, то чуть не заплакал от счастья. Это невозможно передать – ты стоишь на льдине, а под тобой 4,5 километра воды и вся планета. Возникает диссонанс чувств и эмоций – вроде ты на вершине планеты, там, где было не так много людей, и это просто круиз. Да, риск, конечно на протяжении всего путешествия был, плавание на ледоколе – очень рискованное мероприятие, но жили мы в круизных условиях.

- Кто из известных людей был с вами в путешествии?

- Был Дмитрий Побединский – создатель и ведущий канала «Физика от Побединского». Он популяризатор науки, амбассадор проекта «Homo Science», под эгидой которого совершалась данная экспедиция. Ходил слух, что с нами должна была отправиться певица Монеточка, но она якобы отказалась в последний момент. А так у нас был бы самый северный концерт Монеточки за всю историю.

«За весь день – только час свободного времени»

- Расскажи, как вы проводили время на ледоколе.

- У нас была безумно плотная программа. Подъем в 7:50 и отбой в 23:00. И весь день, исключая час свободного времени, когда ты можешь поиграть в настольные игры или просто поспать, у нас все было забито. Каждое утро начиналось с зарядки, после этого установочное занятие, где нам рассказывали план на день, потом начиналась серия лекций до обеда. Лекции были на самые разные темы – астрономия, физика, информационная безопасность, биология и так далее. После обеда у нас были мастер-классы, занятия в спортзале. Потом ужин и вечерние мероприятия - либо «Квиз», либо «Что? Где? Когда?». Также были просто беседы с людьми, которые были с нами на борту. Очень интересно было послушать Виктора Ильича Боярского – это известный полярник, который вошел в состав первой в мире международной экспедиции в Антарктиде.

Теперь Андрей мечтает покорить Южный полюс Фото: Из личного архива/ Андрей Лебедев

- После такого масштабного путешествия, где теперь мечтаешь побывать?

- Наверное, на Южном полюсе. На вершине планеты уже побывал, теперь хочется достичь и самой нижней точки. Но, скорее всего, эта мечта не осуществится, потому что покорить Южный полюс довольно проблематично, гораздо сложнее чем Северный. Ну, и хотелось бы в космос слетать. К концу путешествия у нас такая шутка ходила, что если мы в таком возрасте – с 14 до 17 лет – побывали на Северном полюсе, то дальше - только в космос.

- Ты уже решил, куда будешь поступать после школы?

- Я безумно горю желанием поступить на международные отношения. Скорее всего, это будет либо Высшая школа экономики, либо РАНХиГС в Москве. Мечтаю поступить во ВШЭ, но РАНХиГС тоже достаточно хороший вуз.