«Если человек попадает в беду, то служба спасения – наверное, единственная, которая выполняет любую работу: деблокировку пострадавших при ДТП, вскрытие дверей, социальную помощь по переносу тяжелобольных в скорую помощь, кто-то куда-то упал или провалился - достаем. Каждый раз разные помещения, ситуации, всё время приходится принимать решения», - говорит сотрудник Службы спасения Воронежа Владимир Куликов.
«АиФ-Воронеж» поговорил о спасателем о том, с какими вызовами приходится сталкиваться чаще всего, уменьшилось ли количество погибших в ДТП и ЧП на воде и каких животных ему приходилось ловить в квартирах воронежцев.
«У меня 12 специальностей»
«Я начинал работать в областной службе спасения. Там что ни вызов, то смертные случаи на трассе. Когда перед выездом затягивал берцы, ноги тряслись. В городской службе работа более насыщенная и разнообразная, и к разным происшествиям я уже привык. Но недавний случай поверг меня в шок.
На номер «112» позвонила молодая женщина. Приехали – вся трясется. Оказалась, она вышла в коридор, а её двухлетний ребенок взял и захлопнул дверь. Благо, дверь была китайская, дешевая, мы быстро отогнули запорные устройства. Когда открыли: ребенок уже «танцевал» на подоконнике у открытого окна на третьем этаже. Ещё несколько секунд и, скорее всего, его бы не спасли.
Это показательный пример беспечности людей. Мама может выйти из квартиры, забыть убрать щеколду и даже окна не закрыть! Можно рассказывать про браваду спасателей, но чаще всего наша работа связана с безалаберностью людей.
Как-то ребенок локтем застрял в батарее, а папа не знал, что с ним делать. Мальчишка просидел так два часа, сжег руку, а родители даже не додумались выключить топление. Надо было просто повернуть руку, кость сложилась, и всё - рука вышла. Три секунды потратили! Как-то ребенок поставил палец в деревянный нож с кольцом, и родители вызвали спасателей, потому что тоже не могли его вынуть. Другой случай: электромясорубка заклинила, и взрослый мужчина решил пальцем подтолкнуть мясо. Прибор в этот момент заработал, и человеку отрезало фалангу. Приехали с мясорубкой в больницу, разобрали, всё достали.
Да, спасатели - подготовленные люди. У меня, например, 12 дополнительных специальностей - пользоваться могу практически любым транспортом и инструментом, который применяется при спасении. Но каждый способен и должен наперед оценивать факторы опасности, понимать, что жизнь человека важнее всего».
«Мужики, я вас никогда не забуду!»
«Авария в центре Воронежа. Молодой человек, который неделю пользовался водительскими правами, проехал на запрещающий сигнал светофора, защепил автобус и врезался в опору столба. Его отрекошетило в ограждение. Когда мы приехали, водитель был жив, но с открытыми травмами кожи и кровотечениями и зажат дверьми. Смена отработала очень четко: кто-то полез к пострадавшему, поставил шейный корсет, перебинтовал раны, а мы начали с разжима гидравлическими инструментами, деблокировали и достали человека. Все быстро получилось. Вообще в таких случаях нельзя говорить об одном спасателе, у нас боевой экипаж – пять человек, работа каждого доведена до автоматизма.
Старый отечественный автомобиль залетел под грузовик. Металл не выдержал, машина сложилась как консервная банка. Сначала думали, что там никого нет, но осматривая машину, прислушались и услышали человека. Живой! Достали. Когда его увозила скорая, он кричал оттуда: «Мужики, я вас никогда не забуду!». Когда работаешь в этой структуре, понимаешь, что он хотел этим сказать не просто «спасибо».
Много ДТП в городе происходит в начале зимы, когда не все водители переобули свои автомобили, а также летом, когда все летают. Причина 90 % ДТП – алкогольное опьянение водителей либо провоцирующих аварию людей. Вообще, надо отметить, в Воронеже жестких ДТП в последние годы стало меньше: люди стали задумываться о последствиях плюс автопарк существенно обновился. Современные модели авто имеют лучшую систему безопасности. Сейчас нас вызывают чаще всего потому, что двери заклинило, кого-то поджали, но в авариях люди стали погибать реже».
Жерты тающего льда
«Весной, когда начало подтаивать Воронежское водохранилище, нам поступил вызов: двое велосипедистов провалились под лёд. Как оказалось, это были не безголовые подростки, а вполне взрослые, успешные мужчины в спортивной одежде. Видимо, решили срезать путь по водохранилищу, не подозревая, что лед начал таять.
Благо, что рядом располагалась областная спасательная база, и мы быстро подъехали, сработали совместно на двух аэроглиссерах, достали их и велосипеды. Один из пострадавших, правда, вылез сам, а другой стоял на носочках в проруби. Нашему городу очень повезло, что у нас водохранилище в основном мелкое, не глубже человеческого роста. В таких условиях трудно утонуть, но можно погибнуть от переохлаждения.
Вообще проваливаться под лед рыбаки стали очень редко - зимой патрулируем водохранилище, делаем замеры толщины льда, предупреждаем рыбаков об опасности. Летом на официальных пляжах дежурят аттестованные спасатели. Поэтому если есть жертвы, то на несанкционированных местах отдыха. Но и их стало меньше».
На все случаи жизни
«На заводе сварщик упал в подсобное помещение глубиной восемь метров. Коллеги поднять не могут – боятся, ведь можно и спину повредить. Мы использовали альпинистское снаряжение – наша машина укомплектована на все случаи жизни - веревки, жесткие носилки, а также взяли лебедку завода. И достали человека.
Часто собаки проваливаются в люки – достаем. И неважно, какой пес – домашний или бездомный, это вопрос гуманности. Некоторые люди ужей путают с гадюками. Выезжаем, есть у нас специальные щипцы - средство для их дезактивации. Как лето начинается, в открытые окна квартир залетают летучие мыши, люди вызывают спасателей, чтобы выгнали их. А зимой часто достаем ворон из систем вентиляции. Если урон нанесло упавшее дерево или оно может угрожать жизни, это тоже наша тема.
Время на выезд у нас - максимум две минуты. Но из подразделения часто выезжаем гораздо быстрее, особенно, когда произошло ДТП или в беду попали дети. За сутки бывает и три вызова, и 23. Вот возвращаешься на базу с очередного вызова, уже наш поворот, как поступает звонок: «Ребята, стартуйте!» Что-то, значит, опять случилось в городе…»
Искусственное дыхание для собаки
Спасатель-кинолог Александр Ловчиков тоже поделился своей историей:
«В северном районе между двумя девятиэтажными домами есть небольшой спуск. Там однажды зимой застреляла собака. Видимо, пошла посмотреть, что там, а назад подняться не смогла. С одной стороны до нее метра три-четыре, но там узко, не пролезет, а с другой – метров 15.
Спасители, которые были накануне, сказали, что вытащить ее не смогут. Потом к ней выехали мы с Дорониным. Смотрим: лежит, живая. Съездили домой, взяли два восьмиметровых телескопических удилища. Я растянул их, сделал петлю и накинул ей на шею. Тяну – и никак. Решили, будь что будет. И втроем с местным жителем с рывка вытаскиваем ее, а она не дышит. Я давай делать искусственное дыхание. Зашевелилась! Занесли в подъезд, чтобы отогрелась, а мороз в тот день был страшный. Через несколько дней жильцы позвонили мне и сообщили, что животное они приютили - пёс чувствует себя прекрасно».