Люди честные и прямолинейные. Уроженец Мадагаскара – о жизни в России

Марк Манувантсуа / Из личного архивa

Ежегодно в воронежские вузы поступают тысячи студентов не только с разных уголков нашей страны, но и из других государств. После получения образования молодые специалисты, в основном, возвращаются обратно на Родину, но есть и те, кто остается в России.

   
   

О том, как живется иностранцам в нашей стране и с какими трудностями они сталкиваются, мы поговорили с уроженцем Мадагаскара, преподавателем иностранных языков Марком Манувантсуа.

За знаниями – в Россию

Виктория Адкина, корреспондент vrn.aif.ru: Как давно вы переехали в Россию?

Марк Манувантсуа: Я приехал из Мадагаскара в 2014 году по специальной учебной программе, которая позволяет иностранным студентам получить полноценное бесплатное образование.

- Были ли еще какие-то варианты для переезда, помимо нашей страны?

- Да, вариантов было много. Например, Китай, Турция, Украина, также я мог поехать во Францию, Марокко, Египет и Алжир. Но я остановился на России, потому что это была одна из стран, где мне предложили стипендию.

- Каким было первое впечатление после переезда?

   
   

- Если честно, не самое лучшее. На тот момент я и другие студенты вообще не знали русский язык, поэтому было очень сложно с коммуникацией. Бывало, что сотрудники таможен и аэропортов тоже не знали иностранные языки. Это даже доводило некоторых до слез.

Но зато очень понравился процесс адаптации – нам помогали иностранные студенты старших курсов. А вот со стороны обычных людей в магазинах или больницах мы испытывали иногда негатив.

Зимы холодные, а традиции веселые

- Привыкли ли вы к местному климату и как вообще переносите русские зимы?

- Привыкнуть было сложно. Я уже десять лет живу в России, но все же зимой предпочитаю сидеть дома в тепле, нежели заниматься каким-то делом на улице. В целом, зиму я люблю. Первое время многим только переехавшим студентам очень нравится снег, и они стараются попробовать себя в зимних видах спорта: покататься на лыжах или коньках.

- Как вы относитесь к русским традициям?

- На мой взгляд, они забавные и очень интересные. Кстати, есть много сходства с традициями моей страны. Мне очень нравится, когда на свадьбе молодожены должны откусить каравай. Выглядит это очень весело. А еще понятие «тамада». Не то чтобы оно для меня новое, но в России, если тамада хороший, то и свадьба хорошо пройдет.

- Вам нравится русская кухня?

- Она достаточно необычная и отличается от нашей национальной. Мне нравятся супы. Борщ, харчо, но самое любимое — это солянка. Я еще очень удивился тому, что здесь едят маринованную рыбу. До сих пор помню, как примерно шесть лет назад, нас пригласили на русский корпоратив, где я первый раз попробовал селедку в масле. Мой коллега из Камеруна, кстати, тоже не оценил.

Без иностранного языка никуда

- Вы уже упоминали, что не знали русский язык при переезде. Как вам далось его изучение?

Да, когда я приехал, то вообще не говорил по-русски. Знал только, что в любой непонятной ситуации всегда нужно говорить «ресторан». Потому что в ресторане всегда найдется еда, санузел и человек, который тебе может помочь, даже несмотря на то, что вы не говорите на одном языке. Я учил русский язык практически всё время, но самыми сложными были первые три месяца. Мне помогло общение и российские передачи, благодаря им я научился не только разговаривать, но понимать русский юмор.

- Какими еще языками вы владеете?

- Кроме русского, я знаю свой родной язык - малагасийский, также английский и французский. Еще немного испанский, но на нем свободно без помощи переводчика не говорю.

- Вы преподаете иностранные языки. Почему выбрали именно преподавательскую деятельность?

- Мне очень сильно помогло знание языков. Это не связано с моей основной юридической профессией, но сейчас я учусь на международных отношениях, где иностранные языки являются базой. А само преподавание перешло ко мне от родителей. Моя мама работала учительницей, а отец и сейчас преподает в университете.

- Чем вы увлекаетесь помимо работы?

- Я занимаюсь музыкой и спортом: баскетболом, американским и флаг-футболом, который сейчас стал Олимпийским видом спорта. В России его развитие идет в гору и в ближайшее время, думаю, его уже можно включать в школьную программу.

Также я открыл свой языковой клуб для студентов. И основные активности в нем запланированы на период зимней сессии.

Баланс между работой и личной жизнью

- У вас много увлечений и плотный рабочий график. Не влияет ли это на личную жизнь?

- Я уже три года женат и у нас двое детей. Раньше моя жена была увлечена путешествиями и поездками за город, а я из-за занятости, наоборот, сидел дома. Сейчас же мы вместе любим ездить по разным городам, а иногда она приезжает на мои матчи.

- А ваша супруга тоже иностранка?

- Нет, она русская. Родилась на Украине, но всю жизнь прожила в России.

- Как отнеслись к такому выбору родные?

- Мои родители ожидали, что я женюсь на иностранке, и это логично, ведь я поехал за границу.  А вот со стороны родственников жены все было немного сложнее. Но вскоре отношения наладились, а с тестем мы очень подружились.

- Благодаря спорту и путешествиям вам удалось попутешествовать по России. Что вы можете сказать о Воронеже и других городах?

- В разных городах различное отношение к иностранцам. В Воронеже люди честные и прямолинейные. Так как это город студентов, то к иностранцам здесь относятся доброжелательно.

- После переезда много ли раз вы бывали на Мадагаскаре?

- Только один раз – после того, как окончил первую часть высшего образования в 2019 году. Я получил диплом и поехал отдыхать.

- Что говорят о России у вас на Родине?

- У нас дружеские отношения. Российская Федерация принимает большое участие в развитии африканских стран и даже готова на взаимное сотрудничество. Страны Африки в этом заинтересованы и идут навстречу. Например, 17 ноября диаспорой Мадагаскара организовала мероприятие, на котором российские предприниматели предлагали свои услуги и рассматривали варианты развития бизнеса.

- Вы и дальше планируете жить в Воронеже или хотите переехать?

- Мы думаем переехать и какое-то время пожить на Мадагаскаре, но не в ближайшее время. Это никак не связано с текущей политической ситуацией в мире. У нас просто есть желание получить такой опыт.