Лапта и степ-аэробика. Учитель - о том, как изменились уроки физкультуры

Из программы уроков физкультуры исключили травмоопасные канаты и «козла». © / Сергей Староверов / Из личного архива

Преподаватель физкультуры гимназии УВК № 1 Сергей Староверов в этом году, обойдя своих коллег, стал лучшим в Воронежской области «учителем здоровья» - так называется всероссийский конкурс, который проходит в разных регионах России. Сейчас педагог готовится к полуфиналу, который пройдёт в конце ноября.

   
   

«АиФ-Воронеж» поинтересовался у педагога, каким должен быть современный учитель физкультуры и как ему удаётся увлечь зависимых от гаджетов детей подвижными играми.

В образе аксакала

Фото: Из личного архива/ Сергей Староверов

Анастасия Ходыкина, «АиФ-Воронеж»: Сергей, вы стали лучшим учителем здоровья Воронежской области. Чем удалось покорить жюри?

Сергей Староверов: Долгое сидение за партами очень подрывает здоровье школьников, у них развиваются нарушения опорно-двигательного аппарата, ухудшается зрение. Конкурс – это поиск технологий, которые каждый учитель мог бы использовать на своих уроках, чтобы свести к минимуму вред от гиподинамии. Я понимал, что если покажу обычный урок физкультуры, он, несмотря на всю его пользу, пройдёт незамеченным. Поэтому сделал акцент на психологической части, добавил художественных элементов.

Для себя я выбрал образ аксакала – старца, мудреца. На мне была белая папаха. Это сейчас, кстати, тренд – чемпион мира по смешанным единоборствам Хабиб Нурмагомедов носит такую белую папаху. На уроке мы «путешествовали» в Ингушетию. Ведь образ жизни горца сопряжён с многочисленной физической активностью. Я призывал детей представить себя горными козликами, чтобы они попрыгали через барьеры, выполнили упражнения, высоко подняв ноги. Во время разминки мы «пекли хлеб», а когда делали наклоны, не сшибая колени, заряжались энергией солнца и земли. После бега я призывал детей выполнить дыхательные упражнения, насладиться горным воздухом.

Плюс ко всему урок физкультуры должен иметь познавательную составляющую. Чем занимаются ровесники городских детей в горах в отсутствие интернета и телевидения? Играют в активные игры. Поэтому на уроке мы познакомились с техникой метания. В конце сыграли в национальную игру Ингушетии «Бег волоча ногу». Урок получился очень вкусным, ярким, насыщенным улыбками, смехом, достижениями детей. И жюри было интересно – оно тоже погрузилось в это путешествие.

   
   

Понятно, что проводить каждый урок в художественном образе сложно. Но иногда я устраиваю своим детям такой праздник. Тогда они в другом свете видят учителя, понимают, что он не просто пришёл отбыть с ними час, у них сразу возникает заинтересованность, желание всё выполнить, и отношения складываются более тёплые, доверительные.

– Как вы готовитесь к следующему этапу конкурса? И как вообще относитесь к этим ежегодным конкурсам, дают ли они что-то полезное?

– Безусловно, конкурс – это полезный опыт. Ты видишь, как дают уроки твои коллеги с разных уголков области, глубже изучаешь тему здоровьесбережения, читаешь дополнительную научную литературу. За неделю до конкурса я откатаю свой урок, чтобы в нештатной ситуации выход получился ярким и без загвоздок. Всероссийский конкурс пройдёт с 27 до 29 ноября в Челябинске. Так что едем побеждать. Очень хочется, чтобы учитель здоровья России был из Воронежа.

Инстаграм и непонимание родителей

– Как получилось, что вы стали учителем физкультуры? Неужели мечтали об этом с детства?

– С детства я активно занимался спортом, ходил на карате. У меня был настолько хороший тренер, что я воспринимал его как отца. Поэтому даже выбора не было, куда поступать – только в институт физкультуры! В лагере попробовал себя в роли учителя и обнаружил, что мне это нравится, получается, и дети меня понимают. Хотя ушёл на более низкую зарплату в школу, понял, что не прогадал – на новой работе я очень счастлив.

– Каким, по вашему мнению, должен быть современный учитель физкультуры? К каким трудностям нужно быть готовым?

– Учитель должен любить детей, развиваться, идти с ними в ногу. Например, ученики есть в Инстаграме, а тебя нет – и ты можешь не понять их шуток. Я завёл аккаунт в Инстаграме, там мы с ними дружим, я смотрю, чем они живут, они – чем я. В соцсетях у меня образ соответствующий.

Основная трудность, как ни странно, – непонимание родителей. Большинство современных детей любят полежать на диване, посмотреть мультфильмы, а тут их заставляют бегать, прыгать, преодолевать себя. Они начинают жаловаться на это родителям, а те настолько любят своих чад, что забывают о том, как их ребёнок будет жить без них. Когда родители приходят к тебе на личную беседу, главное – дать понять, что ты хочешь для их детей блага, чтобы они стали лучше. Раньше слову учителя верили беспрекословно, а сейчас он перестал быть идеалом. Поэтому вначале приходится доказывать, что ты хороший учитель. И когда со стороны родителей появляется такая уверенность, все трудности исчезают.

– Чем отличается сегодняшняя физкультура от той, что была раньше, когда вы сами были школьником? Прыгают ли, к примеру, современные дети через «козла»?

– Раньше мы всё время проводили во дворах, и урок физкультуры всегда ждали, чтобы поиграть, доказать, что ты сильнее. Сейчас такая потребность атрофируется. Приходится мотивировать их, приводить в пример великих спортсменов, что можно стать ещё лучше, словом, хитрить в хорошем смысле этого слова. Когда мне удаётся перетащить больше половины класса на свою сторону, остальные дети тоже начинают выкладываться. Никому не хочется быть отстающим! Все мы разные. И если я вижу, что ребёнок не укладывается в норматив, но каждый урок он старается, показывает результат, я всегда ставлю ему «пять». Важно не забывать о фундаментальной педагогике. Задача физической культуры, прежде всего, – воспитать человека: чтобы он думал в правильном направлении, вёл здоровый образ жизни, мог заставить себя преодолевать трудности. Если дети этому научились, значит, моя функция как учителя выполнена.

Ну, а если говорить про прыжки через «козла», лазание по канату, то многие школы убрали их из своей программы. После таких упражнений часто случались переломы, так как кости современных школьников очень хрупкие. Некоторые учителя вводят ритмику либо степ-аэробику, появилось больше танцевальных моментов. Я, например, решил, что в нашей школе будет русская лапта. Учитель труда с учениками сделал биты, теперь все дети у нас «болеют» лаптой.

– Сейчас количество часов физкультуры увеличилось – это хорошо?

– Да, с одной стороны, радостно, что ввели третий час, потому что это уже настоящий тренировочный процесс. Но с другой – теперь мы вынуждены тесниться. У нас, например, пять учителей физкультуры, и одновременно может проходить пять уроков – приходится занимать большой зал, гимнастический зал нашей детско-юношеской спортивной школы и зал единоборств. А для уроков физкультуры главное – площади. Здорово, когда в школе есть бассейн. У нас он есть, ученики начальной школы его посещают. И когда сдают нормы ГТО, наши дети уже умеют плавать. Конечно, и инвентарь необходим, так как школьники должны научиться играть и в волейбол, и в футбол, и в баскетбол. Классно, если дети ходят на лыжах – это им очень нравится. Так что хотелось бы расширения.