Каждая сеть – спасённые жизни. Воронежские волонтёры о счастье быть нужным

Их объединяет одно желание – помочь нашим воинам, вставшим на защиту Родины. Поэтому, несмотря на повседневные заботы, они стремятся в мастерские, чтобы сплести очередную маскировочную сеть, которая, вполне возможно, спасёт наших братьев, мужей, сыновей.

   
   

Для чего нужны масксети, из чего их плетут, и как можно помочь волонтёрам, выяснял «АиФ-Воронеж».

Как на работу

Елена Хоменко приходит в мастерскую масксетей в Шилово каждый день к восьми утра, как на работу. Женщина на пенсии, поэтому всё свободное время посвящает своему новому и очень важному делу.

«Волонтёрить я начала осенью 2022 года с перевозки на своей небольшой машине разного нужного для фронта. Целью одной поездки была доставка тюля для зимних сетей в мастерскую на Московском проспекте, вот я там и задержалась, - рассказывает Елена. – Потом плела сети в Тенистом. Затем поближе к дому, в Дальних садах, организовала свою точку, и вот, мастерская переехала в Шилово. Долго искали помещение, которое б нам дали на безвозмездной основе. Помог отдел развития микрорайона Шилово».

Сейчас это небольшое одноэтажное строение, подлежащее сносу и чудом сохранившееся в городской застройке, обрело вторую жизнь. Теперь в некогда пустующем здании постоянно кипит работа.

«Посчитать всех людей, которые к нам приходят, очень сложно, -  продолжает Елена. – В день в мастерской бывает не менее 10 человек. Кто-то приходит на два часа, кто-то – на полдня. Девочки с Садов приезжают раз в неделю, но на весь день. Есть несколько жительниц Шилово, которые каждый день в мастерской. Наверное, человек 30-40 приходят в разное время, но регулярно. В чате мастерской больше ста участников, помогают, чем могут. Одни переводят деньги на материалы, другие вяжут парням носки и перчатки, третьи – шьют тёплые стельки и через нас передают».

Мастерская в Шилово – сейчас одна из 30-ти, которая работает под эмблемой ТеплоZOV. Эта воронежская волонтёрская группа была первой, кто предоставил информацию по плетению масксетей, причём не только в Воронежской области, но и в России в целом. Сейчас ТеплоZOV объединяет волонтёров из 200 городов страны. А основательницы движения – Наталия Руссо, Елена Полянских,  Наталия Барбарина – координируют всю деятельность.

   
   

В Воронеже первая мастерская по плетению маскировочных сетей открылась 17 ноября 2022 года на Московском проспекте, в ней прошёл первый в городе мастер-класс. Уже через неделю заработало второе отделение – на ул. Минской, а через полтора месяца в Воронеже было уже четыре таких точки.

Фото: Из личного архивa/ ТеплоZOV

Почему волонтёры решили заниматься именно масксетями? Организаторы рассказывают, что однажды знакомый военнослужащий прислал им фотографию трофейной самодельной маскировочной сети со словами: «Было бы здорово и нам иметь такие же». Они ухватились за эту мысль и тут же начали советоваться с активистками из рукодельного чата, который занимался пошивом всего необходимого для бойцов, как и из чего можно сплести сети. Сначала шили из всего, что попадётся под руку и имеет схожие цвета: из оксфорда, тюля, простыней, разной ветоши. Учились и по украинским видео – там это движение широко развито аж с 2014 года. Спустя время процесс плетения усовершенствовался: в качестве ткани теперь используют рулоны спанбонда – укрывного сельскохозяйственного материала, а в качестве нити – капроновую  рыболовную дель. Эти синтетические материалы позволяют сети почти не впитывать влагу, не становиться тяжёлой, быстрее сохнуть и практически не гореть.

«К сожалению, в России не так много предприятий, которые производят рыболовную дель, а плести с нуля – очень долго, - сокрушается Наталия Барбарина. – Постоянно испытываем дефицит материалов. Для приобретения делей стоим в очереди. Хорошо, что спанбонд купить не проблема. Более того, производители подстроились под нас и теперь  выпускают палитру нужных нам природных цветов на все времена года».

Поначалу мастерицы резали спанбонд ножницами, потом перешли на электрический резак. Местный кулибин Юрий Борздых разработал автоматический станок для нарезки рулонов спанбонда на ленточки. И уже год в своём гараже он нарезает материал на все мастерские. С тех пор работа пошла быстрее.

Перчатки, носки, вкусняшки…

Мастерская в Шилово с сентября работает каждый день. В месяц выпускает около тысячи квадратных метров маскировочных сетей. Чтобы укрыть танк, например, нужна сеть площадью от 36 квадратов. Это шесть стандартных модулей для плетения, день-полтора работы цеха. Опытная мастерица за день может сплести один модуль.  

«Вот, закончили плести «зиму», переходим на сезон «грязная весна»,- рассказывает Елена Хоменко. – Потом будет «лето», ну, и дальше по сезону. Цвет сети ещё от местности зависит. Где-то песка больше, где-то земля темнее, ближе к чернозёму, а где-то рыжая глина. Ориентируемся на запросы подразделений, откуда приходят заявки на нужный цвет и размер. На технику идут более лёгкие сети – из леточек, на блиндажи и позиции часто просят сплетённые методом «галстука». Впрочем, забирают всё».

Волонтёры не скрывают, что плетение сетей помогает не только бойцам, но и им самим – в мастерских они нашли единомышленников и обрели понимание того, что и в тылу можно приносить большую пользу, по-своему помогая приблизить Победу. Есть среди них люди, которые, к сожалению, потеряли на СВО своих близких, и для них эта работа – спасение, они делают всё, что могут.

«На СВО у меня крестник, и есть два зятя, которые могут быть мобилизованы, если будет такая необходимость. Моя цель – спасти как можно больше парней, чтобы сохранить детям отцов, жёнам мужей, матерям сыновей. Сохранить им Россию! Пафосно, наверное, но это именно так, - признаётся Елена. – В мешок с сетями мы упаковываем инструкцию, как ими пользоваться, пояс «Живый в помощи» (псалом 90), письмо от детей-школьников, рабочие перчатки, тёплые носки, обязательно какую-нибудь вкусняшку – что принесли добрые люди. С ней – душевнее... Своим сеткам даём имена-позывные, свой ярлычок привязываем».

Фото: Из личного архивa/ ТеплоZOV

Было бы желание

«Но ребята готовы отказаться от очень многого, поэтому  нам часто передают: «Не занимайте место печеньем – нам нужны сети», - добавляет Наталия Барбарина. – Ветками и листвой можно закрыть стоящий объект, а при перемещении сети заменить нечем. Бывали случаи, когда сети задерживали дроны и спасали парней. Сетей нужно много. Это расходный материал. Вот передали, а через два дня они сгорели, надо восполнять. И мы стараемся».

«Мастерицам важна обратная связь от бойцов, они радуются, когда видят свои сети «в деле», - продолжает Наталия. – Очень помогает понимание, что мы плетём не кому-то куда-то, а, например, танкистам на Харьковское направление. Вот этим ребятам мы уже плели летние сети, теперь и дальше надо помочь. У нас отлажен процесс заявок, раскроя, передачи...  Без ложной скромности, мы создали производство и могли бы ещё увеличить объёмы, но есть две проблемы: руки и материал. Они нам очень нужны. Как мы говорим: если человек умеет завязывать шнурки, сможет плести и маскировочные сети. Было бы желание».