«Хочется быть полезными». Почему женщины за 70 идут в волонтёры

Эти женщины разменяли восьмой десяток, но они не только не растеряли энергию сами, но и делятся ей с другими. © / Анастасия Ходыкина / АиФ

В Воронеже открылся центр «серебряного» волонтёрства «Молоды душой», призванный объединить добровольцев-пенсионеров. Пожилые волонтёры, а таких набралось около 300, заботятся о немощных подопечных, приносят им газеты, водят в поликлинику, радуют, выступая на праздниках в домах престарелых. 

   
   

«АиФ-Воронеж» познакомился с волонтёрами из Советского района, которые разменяли восьмой десяток и подались в волонтеры, чтобы избавиться от скуки и одиночества и помогать другим. 

Одни из первых

Софья Силецкая и Валентина Козлова были в первых рядах геронтоволонтёров. 

«В 2013 году в соцзащите Советского района прошло общее собрание, на которое пригасили всех желающих стать волонтёрами, - рассказывают женщины. - Мы прослушали большой курс лекций, потом кого-то попросили над кем-то шефствовать, кого-то мы нашли сами. При этом нужно было вести документацию и отчитываться за каждое посещение. Многие из-за этого стали отказываться. А мы так привыкли, что и после окончания проекта решили волонтёрствовать и дальше. В этом году ходили на лекции поликлинической терапии – профессора из мединститута рассказывали, как ухаживать за тяжелобольными. Нам выдали памятки и наглядные пособия».

Кстати, Софья Силецкая - бывшая медсестра. У неё четверо подопечных. Она регулярно приносит им газеты, оплачивает квитанции за коммуналку. Если требуется, делает массаж, уколы, измеряет давление. 

Валентина Козлова – бывший бухгалтер. Говорит, что удостоверение геронтоволонтёра ей здорово помогаетв работе. С ним её охотно принимают в поликлинике, соцзащите и даже в полиции. В частности, благодаря этому документу, ей удалось вернуть льготы подопечной, которые не начислялись из-за того, что та не платила за капремонт. 

   
   

«Волонтёрство очень обязывает, - считает Валентина Ильинична. – Вот иду зимой, вижу: пожилая женщина не может в гололёд перейти дорогу. Я всегда подойду, возьму за руку. Если в поликлинике пожилой человек не в состоянии надеть бахилы, я обязательно ему помогу».

Людей надо выслушать 

Валентина Козлова с удостоверением геронтоволотера. Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

Женщины признаются, что ухаживать за пожилыми парализованными людьми, либо за теми, кому уже перевалило за девятый десяток, - дело нелёгкое. Лучшая награда – выздоровление подопечного и похвала окружающих. 

«Моей подопечной Галине Ивановне 94 года, - продолжает Валентина Козлова. - Раньше, когда зрение у неё было получше, я покупала ей кроссворды. Приду, а та разгадывает и хвалится: «Я не заглядываю в ответы, пока страничку не разгадаю». 

Сейчас, рассказывает Валентина Ильинична, всё по-другому. На столе бабушки лежит большой лист, где крупными буквами написано, когда и какие нужно принимать лекарства. Как-то у неё посинела от ранынога, врач ей вызвала скорую, и бабушка поехала в больницу одна, никому ничего об этом не сказав. Там ей сделали перевязку и отпустилидомой, а она, так как плохо видит, не могла позвонить ни родным, ни помощнице. Только через два часа кто-то помог ей набрать номер, и внук забрал её домой. На второй день Валентина взяла её под мышку и - к хирургу. Выписали мазь, лекарства, соседка делала перевязки. Сейчас бабушке лучше. 

«Сегодня были у терапевта, врач нас похвалила: «Какие вы молодцы, как вы за ней ухаживаете!» А ведь у Галины Ивановны есть дочь, - сокрушается волонтер. - Как-то целый месяц бабушка просидела без горячей воды. Она чистоплотная, ей и постирать надо, а руки от холодной воды стали болеть. Я начала разбираться, оказалось – проблема с трубами. Вызвала слесарей, всё разобрали, поменяли. Бабушка долго меня обнимала, целовала. Бывает, и дети есть, а родители им не нужны. Если я своей подопечной не звоню, она звонит сама: «Валентина Ильинична, вы живы-здоровы?» Боится меня потерять. По телефону рассказывает одно и то же, а я покорно слушаю – человеку надо выговориться. Для таких иметь собеседника – это первая помощь, ведь пообщаться ей не с кем. Как-то везу свою бабушку из поликлиники домой. Таксист интересуется: «Вы - соцработник?» Я: «Геронтоволонтёр – мы работаем бесплатно». Он: «Такого не бывает!» Однако бывает: работа волонтёра нелегкая, но мы не жалуемся – раз взялись, надо выполнять! Может, и нам когда-нибудь понадобится такая помощь». 

«Как-то мою подопечную чуть заживо не похоронили, - подключается к разговору София Силецкая. – У бабушки сердце дало сбой, так внук вместо того, чтобы вызвать скорую, побежал снимать деньги с её счёта. Тем временем бабушка ко мне добралась. Я вызвала врачей, её обкололи, она пришла в себя, а деньги внук так и не вернул. Конечно, не всегда успеваем помочь. Так, однажды не удалось уберечь бабушку от мошенников. Прихожу, а та спрашивает: «Нам пенсию прибавили?» И показывает купюру банка приколов. Узнав, что это фантик, очень расстроилась! Ведь с пятитысячной она дала мошенникам сдачи – три тысячи рублей».

О том, зачем она подалась в волонтеры, Силецкая отвечает: «Я тоже живу одна, муж давно умер, детей и внуков нет. Племянницы далеко. Приезжают только в день рождения. Что одной делать? Горевать о своих болячках? Их полным-полно. А ещё хочется быть полезной».

Возраст ни при чём

Валентина Оломская взялась помогать женщине, пережившей два инсульта. Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

Валентине Оломской 80 лет, она бывший врач-педиатр и сейчас опекает женщину, которая всего на три года старше её. 

«У неё дважды был инсульт, - рассказывает волонтёр. - Когда ухудшается здоровье, она вызывает скорую и меня. Сопровождаю её в больницу. Там всё расспросят, запишут, уколы сделают. Затем спросят: «Бабушка, вы согласны лечь в больницу?» А она: «От укола легче стало, а дома и стены помогают». Вызываю такси и везу её домой, а потом навещаю».

Волонтёры Любовь Барсукова и Тамара Нагаевская дарят людям радость, выступая в ансамбле «Советские девчата».

Любовь и Тамара разъезжают с концертами по всей области. Фото: АиФ/ Анастасия Ходыкина

«Мы приезжаем в санатории, интернаты, на праздники двора, устраиваем флешмобы в центре города, - рассказывают женщины. - Вот недавно ездили в санаторий «Маяк». Администрация думала, что приедут старые бабки и начнут голосить, а потом нам признавались, что не ожидали такого грандиозного концерта! Выступали мы и в тюрьме. Сначала ребята сидели мрачными, но затем глаза у них загорелись, а охранники и вовсе пустилисьв пляс. Мы всю жизнь в самодеятельности. Каждый день у нас расписан: помимо репетиций в ансамбле, занимаемся рукоделием, ездим на экскурсии, ходим по библиотекам. Пенсионеры могут тоже интересно проводить время. Главное – подойти ко всему творчески».