Газ, тормоз, своеобразная коробка передач… После каждой тренировки на ледовом катке «Юбилейный» открываются большие ворота, и массивная ледозаливочная машина торжественным ходом направляется на арену, чтобы преобразовать сколы и трещины на льду в гладкую и прозрачную поверхность. А это целая наука!
О том, как создаётся искусственный лёд, «АиФ-Воронеж» в свой профессиональный праздник 16 января рассказали ледовары Дворца спорта.
По типу тёплого пола
Несмотря на то, что лёд на катке искусственный, близ арены он холодит не на шутку. Без тёплой одежды замёрзнешь на раз-два-три.
Как же создается этот лёд? В основании арены – бетонная плита, по которой проходят трубы большого диаметра. По ним насосом гоняется охлаждающая жидкость. Всё это работает по типу тёплого пола. За охлаждение катка отвечают четыре компрессора. Сейчас, когда на улице холодно, задействовано одно устройство. Летом – все четыре.
Ещё один важный момент – каток заливают очищенной, практически дистиллированной водой. В одних фильтрационных колоннах вода очищается от механических примесей, в других, со смолой, – от жёсткости и железа.
«У нас разметка и реклама на льду: если воду не очищать, то лёд будет серый, - поясняет Вячеслав Коршунов. – На некоторых других катках после1-1,5-сантиметрового нанесения лёд подкрашивают в белый цвет, а после спецмашины рисуют разметку на первоначальный слой. В «Юбилейном» же мы наносим разметку на плиту, а потом заливаем льдом».
Предусмотрен здесь и конденсатор. При перепаде температур, когда в воздухе царит туман, а на стёклах собирается испарение, он аккумулирует конденсат. Сейчас он не работает, а летом без него никак.
Каждый час
Вообще основное ледовое покрытие здесь создают один раз в год. Профилактические работы, когда арена «отдыхает», длятся с 1-го по 25 июля. А уже первого августа лёд должен открыться для новых тренировок. На сотворение льда у ледоваров – несколько дней кропотливого труда.
«Пять-семь дней требуется на создание льда с нуля – в зависимости от температуры на улице. Чем жарче, тем дольше, - рассказывает Вячеслав. – Сначала включаем холодильные установки, и за два-три дня намораживается бетонная плита. Сотрудники заливают со шланга 1,5-2 см воды, так застывает первый слой. Затем ресуйфейсер (ледовый комбайн - ред.) делает несколько слоёв – за один проход «наращивается» меньше одного миллиметра. В идеале толщина льда должна быть 4 см».
Только на первый взгляд кажется, что работа водителя ресуйфейсера проста. Машина электрическая, и за счёт аккумуляторов довольно громоздкая: около трёх метров в высоту и четыре – в ширину. К тому же место водителя находится сбоку, из-за чего чувствовать габариты сложнее. Водитель заправляет машину нагретой до 65 градусов водой.
После каждой тренировки открываются большие ворота, и ледозаливочная техника направляется на арену. Она делает круг по краям катка, затем поочередно круговыми движениями проходит всю арену, одновременно спиливая старый слой льда и заливая новый. Как именно? Двухметровое лезвие, которое находится на уровне водительского сиденья, срезает верхний слой льда со сколами и трещинами. Вся снежная крошка собирается в баке, который вмещает до тонны снега. Сзади автомобиля бурлит горячая вода, привязанная к машине тряпка разглаживает брызги. Соприкасаясь с холодным льдом, горячая вода буквально варит его.
Новый лёд застывает в течение 10 минут. Работник арены убирает лишний снег по краям катка, при необходимости ставит ворота. И очередная группа конькобежцев выходит на каток.
Сыро и холодно
«Заливка у нас каждый час,- продолжает наш собеседник. – Перед игрой стараемся держать лёд похолоднее, так как приходят зрители, и у арены становится теплее. Самый холодный лёд делается для беговых игроков, средний – минус пять – для хоккеистов, а фигуристам надо ещё помягче – градуса три-четыре».
Во дворце спорта посменно работает целая команда специалистов. Четыре холодильщика, которые смотрят за работой компрессоров, четыре водителя и четыре работника арены, которые занимаются ремонтом ограждения и помогают в уборке. Работает каток с раннего утра до позднего вечера.
Среди сотрудников катка немало бывших спортсменов. Например, водитель ледозаливочной машины Валерий Карый – бывший хоккеист, играл в «Буране» и «Соколе», а после завершения спортивной карьеры лёд его полностью не отпустил.
Работник арены Константин Цебуховский, хотя ранее не был связан с ледовым спортом, всё, что касается качества льда, за 12 лет работы стал понимать с полувзгляда.
«Конечно, это агрессивная среда, особенно в тёплое время года, - считает он. - Летом тут прохладно, а на улице жарко. Эти перепады температур для здоровья не очень полезны. Плюс большая влажность. Когда я только пришёл, многого не понимал, а теперь вижу, где недостаточно промёрзло. Сейчас вот лёд хороший, ровный, с оптимальной толщиной».