«Детей не учат общению». Телеведущий Александр Рапопорт – о главном навыке

Александр Рапопорт - ведущий документального шоу «Понять. Простить». © / Телеканал «Dомашний»

В рамках выхода с 13 июля новых выпусков документального шоу «Понять. Простить» на телеканале Dомашний его телеведущий – врач-психотерапевт и известный актер театра и кино Александр Рапопорт – поделился с «АиФ-Воронеж» слагаемыми грамотного общения, а также рассказал, когда стоит идти к специалисту за психологической помощью.

   
   

«Умение общаться – главный навык»

Фаина Мания, «АиФ-Воронеж»: Что вы и программа «Понять и простить» несет зрителю?

Александр Рапопорт: Задача проекта состоит в том, чтобы научить людей главному навыку – умению общаться.

- Этому разве надо учить?

- Разумеется, надо. Тут необходимо понимать, что общение состоит из двух элементов: умения выразить себя и услышать собеседника. Когда-то эти навыки передавались от поколения к поколению в семьях, но сегодня уже родители детей ничему не учат, потому что сами общаться толком не умеют. Да, есть множество тренингов, где обучают коммуникации, но не всем им можно доверять. А правильно общаться – очень важно, все люди должны это уметь. Причем не только с приятными людьми, которые вас поддерживают в разговоре, позитивно себя ведут, слушают, но и с теми, кто перебивает, критикует, спорит, доводит. Задайте себе вопрос – вы умеете правильно разговаривать с такими людьми? В большинстве случаев ответом будет «нет».

- Сможете поделиться советами по правильному общению?

   
   

- Есть четыре пункта, которые считаются залогом гармоничного общения и позволят сделать его продуктивным. Первое – диалог. То есть вы должны уметь слушать другую сторону. Далее – внимание к словам собеседника. Информативность – когда вы аргументируете, и, особенно важно, доброжелательность. Если в семье при конфликтах обе стороны будут соблюдать эти правила общения, то смогут выйти из них, сохранив доброжелательные и достойные отношения.

Выйти из тупика

- В каких ситуациях следует прибегать к помощи психолога?

- В идеале посещать психолога необходимо до того, как дело зашло в тупик. Если вы видите на собственном примере, что что-то не складывается в отношениях, то лучше прежде чем вступить в новые, проработать проблему с врачом. К любому профессиональному консультанту нужно идти до того, как проблема возникнет, в профилактических целях, чтобы опередить эти проблемы. Как известно, болезнь легче предупредить, чем вылечить. Если же у вас четкое ощущение, что вы в тупике и выхода нет, то срочно идите к консультанту, пока еще есть возможность выйти из ситуации.

- А если человек не отдает себе отчета, то нужно, чтобы его близкие к психологу отвели?

- Когда мне кто-то звонит и говорит, что хочет показать свою жену, мужа, сына, то я всегда спрашиваю: «А он сам-то что думает?» Потому что помочь легче и эффективнее тому человеку, который не прийти уже не может. Это как раз бывает при ощущении безвыходного положения.

- У многих предвзятое мнение насчет похода к психологу. Объясните, почему им можно доверять?

- Это все равно, что вы сейчас у меня спросите, почему можно доверять юристам, учителям, токарям, слесарям, любым профессионалам. Другой вопрос, что надо для себя определить: я полагаюсь на экспертную оценку конкретно этого профессионала? Мы доверяем профессиональному консультанту. Психолог – профессиональный консультант.