«Мы заводим козу!» Как жительница Воронежа стала успешным фермером

Анастасия Ходыкина / АиФ

Елена Шустова много лет занималась с мужем мебельным бизнесом, но потом поняла, что в таком сумасшедшем ритме жить уже не может, и решила всей семьей переехать в село. Обосновавшись там, приобрела дойных животных и научилась делать сыр по итальянским технологиям.

   
   

Сейчас в хозяйстве Елены более 150 голов коз и коров. Фермер рассказала «АиФ», как управляется с разросшимся стадом, и как ей помогает в этом деле её медицинское образование и крепкая семья.

«Это моя стихия»

Хозяйство «Раздолинское подворье» находится в посёлке совхоза Раздольное. Это всего в 30 минутах езды от Воронежа, но сельская тишь и благодать здесь ощущаются сразу. 17 лет назад семья Шустовых здесь завела первую козу. Сейчас гостей встречает добродушная дворняшка Рыжуля, наслаждаясь деревенской жизнью, греется на солнышке рыжий кот, а козочки и козлики качаются на качелях.

«Обожаю коров, коз, кошек – это моя стихия. Коза вообще – удивительное животное. Бывает, устанешь к вечеру, а надо доить, я сажусь, утыкаюсь ей в живот. А потом встаю, и такое впечатление, что выспалась. Козы имеют способность забирать весь негатив, я бы сказала, умеют лечить», - говорит Елена.

Своих первых животных женщина завела ради сына, когда он начал заниматься спортом.  

«Ребёнка надо было кормить правильно, - поясняет фермер. – Качество покупного молока меня не устроило. И я решила производить его сама. Сказала мужу: «Мы переезжаем в деревню и заводим козу». Он городской житель, но поддержал идею сразу: надо, так надо. Затем пошёл спрос на молоко. Постепенно стали продавать имущество и вкладывать его в хозяйство, в том числе деньги от продажи 4-комнатной квартиры, пересели на отечественные машины. Понимали, что всё это риск. Но в  приоритете было здоровье семьи».

За годы работы фермеры вывели свою селекцию коз со здоровыми особями, дающими много вкусного молока.

   
   

«Немало было потеряно денег, допущено ошибок, пролито слёз – всё пропускаешь через душу, иначе ничего не получится, - делится Елена. – Первых козочек альпийской породы я нашла в Кемерово за три тысячи километров – выбирала по фотографиям. И вот, доставляют их ночью, зимой. Одна хорошая, с выменем, с правильной постановкой, а вторая – никакая. «Забирайте вторую, - говорю, - брать не буду». - «А куда? Я всего лишь водитель». Пришлось оставить. Трёх коров покупали у проверенного фермера. Хорошую сумму заплатили, не торговались. Владелец продавал не коров, а членов семьи. Очень переживал. Но через месяц одна бурёнка начала чахнуть. Мы потратили на лекарства очень приличные деньги, но животное погибло. При скрытии выяснилось, что была внутренняя патология. Но об этом никто не знал. Поэтому животноводство – это всегда большой риск».

Фермер с улыбкой вспоминает, что когда-то окончила Школу милиции с красным диплом. А ещё у неё есть диплом медсестры, и это ей пригодилось гораздо больше.

«Лечение сейчас, не дай Бог, какое дорогое, - говорит она. – Как-то козлёнок упал с высоты и поломал ножку. Кость разломилась на две части и выскочила, открытый перелом. Я наложила шину, обработала рану, вставила кость. Все срослось!»

Без лишней информации

Работа на ферме начинается в пять утра с утренней дойки коз и заканчивается  ближе к полуночи. Когда земля кормит, нужно всё время трудиться. У Елены в доме нет телевизора, она не следит за новостями и не отвлекается на постороннюю информацию. Вечером, когда «план выполнен», можно перевести дух и отдохнуть…

Когда стало много коз, фермер задумалась над тем, как перерабатывать молоко. Нашла поблизости сыродела. Отправилась на мастер-класс, заплатив за него немало денег, но, вернувшись домой почти ночью, закинула конспект с мыслью забросить это дело. Непонятно ничего. Потом в течение двух лет обучалась у итальянского сыродела, он давал уроки в России.  

«Приезжаю на первый семинар, а он – на итальянском, - вспоминает Елена. - Я одна со всего курса хлопаю глазами. Вечером накатывает истерика – потрачены такие деньги, всего три дня времени, а я ничего не понимаю! Все лекции за ночь пересмотрела, успокоилась, и к концу третьего дня уже говорила на ломаном итальянском. Слушательницы курсов потом признались, что тоже не знали языка. Но почему молчали?!»

Фермер поделилась: чтобы получился вкусный сыр, животных нужно хорошо и правильно кормить. Например, нельзя давать силос, жом - всё это вызывает газообразование, и сыр просто не получится. Поэтому на ферме животных кормят в основном овощами – специально закупают картофель, свёклу, морковь. Зерно и траву выращивают и заготавливают сами. А ещё залог вкусного молока и сыра в том, что животные должны содержаться не в стойле, а на выпасе.

У Шустовых 24 га – правда, в аренде. Землю  фермерскому хозяйству государство не выделило – свободных территорий в округе нет. Государственные гранты на покупку земли, к сожалению, не предусмотрены, а ставки по кредитам слишком высоки.

Крепкая семья

«Что посоветуете людям, которые хотят заняться сельским хозяйством?» - спрашиваю Елену.

«Иметь крепкую семью. Без мужчины в хозяйстве никак. Игорь – моя правая рука. Основное хозяйство – на нём. Помню, когда мы только начинали это дело, поехали на своей машине отдыхать в Краснодарский край. На второй день нашего отдыха я говорю мужу: «Слушай, есть хороший козёл в Московской области. Может, поедем?» Развернулись и поехали за козлом…

Я с мужем познакомилась на юге и сразу поняла, что это мой человек. Через месяц мы поженились и даже обвенчались. Когда в жизни есть такой надёжный человек, это великое счастье. Второй секрет успеха – нужно многому обучаться. Знания никогда не бывают лишними». 

И напоследок с улыбкой предложила: «Если есть возможность, приезжайте к нам, чем могу – помогу. Будем обмениваться опытом».

Погружаешься в детство

Молодые козочки очень спокойные, ласковые. Их можно гладить, они любят принимать еду с рук. Качели для них – что-то вроде игровой площадки.

«Приезжали к нам первоклассники на мастер-класс по пряникам – было, конечно, шумно. Бегали с козлятками по зелёной травке, умилялись. Это не только для детишек релакс. Взрослые, перегруженные городом, приезжают сюда, и спрашивают, можно тут просто посидеть? На улице дождь, слякоть, а дома печка подтапливается, расходится уютный запах дров. Люди отдыхают. Берут козляток на руки: О Боже, я счастлив, как в детстве!»