Нетёсов: Поступательное развитие Воронежской области продолжается

Воронежская областная Дума приняла в двух чтениях закон «Об исполнении областного бюджета за 2023 год» в рамках очередного заседания регионального парламента.

   
   

Комментируя основные параметры документа, председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетёсов подчеркнул, что в прошлом году удалось сохранить устойчивость областного и муниципальных бюджетов, а также обеспечить выполнение утвержденных бюджетных назначений.

«Доходная часть областного бюджета составила 193,7 млрд рублей, расходная — 188,7 млрд рублей. Таким образом, профицит бюджета составил почти 5 млрд рублей. Расходная часть областного бюджета традиционно имела социальную направленность, большая часть бюджетных средств — 61,7%, или более 116 млрд рублей, направлены на отрасли социальной сферы», — отметил председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетёсов.

Собственные доходы областного бюджета в 2023 году составили 149,8 млрд рублей, с увеличением к 2022 году на 21,5 млрд рублей (16,7%). Стабильным доходным источником для бюджета региона остается налог на доходы физических лиц. Он поступил в областной бюджет в сумме 43,4 млрд рублей, с ростом к предыдущему году почти на 6 млрд рублей.

Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2023 году составил 43,9 млрд рублей. Область приняла участие в 24 федеральных государственных программах.

При исполнении бюджета прошлого года традиционно особое внимание было уделено национальным проектам. На их реализацию в 2023 году направлено 28,5 млрд рублей. Все заключенные в рамках национальных проектов соглашения в прошлом году были обеспечены стопроцентным финансированием.

Еще одним приоритетом является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы. В результате принятых в прошлом году решений заработная плата всех категорий работников росла в 2023 году одинаковыми темпами и увеличилась к уровню 2022 года на 15,5%. По всем «указным» категориям целевые показатели по заработной плате достигнуты. Отметим, что в прошлом году в регионе трижды повышали заработную плату выше рекомендованного уровня. И такая возможность была не у всех регионов России.

   
   

Одним из основных направлений расходования средств по-прежнему остается здравоохранение. В целом, расходы на эту отрасль вместе со средствами федерального бюджета, ОМС и платными услугами в сопоставимых условиях сложились в сумме 58,5 млрд рублей с ростом к уровню 2022 года на 3,7 млрд рублей.

Расходы на образование в прошлом году составили 53,5 млрд рублей, из которых 38,4 млрд рублей, — это областные полномочия. К уровню 2022 года эти расходы выросли почти на 20%.

Это позволило выполнить все программные мероприятия, а это в том числе создание центров образования «Точка роста», технопарка «Кванториум» и «IT-куб», приобретение компьютерного оборудования, обеспечение горячим питанием обучающихся 1–4 классов, капитальный ремонт и материально-техническое оснащение объектов.

Расходы на социальную политику в 2023 году также выросли более чем на 19% (или почти 6,3 млрд рублей), и составили 27 млрд рублей.

Существенный рост связан прежде всего с расходами на софинансирование ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (1,6 млрд рублей), поддержку участников СВО и их семей (свыше 300 млн рублей), а также на льготы по газификации малоимущим гражданам, многодетным семьям, ветеранам, инвалидам и участникам СВО, приобретение жилья для детей-сирот.

В расходах традиционно наибольшую часть занимают обязательства по социальной поддержке населения. В прошлом году они составили 18,9 млрд рублей с ростом к 2022 году на 15%. Бюджетные ассигнования направлены на обеспечение 101 вида выплат.

За последние годы значительно увеличились расходы на мероприятия в сфере культуры, физической культуры и спорта. В 2023 году расходы в сфере культуры составили 2,9 млрд рублей и выросли к уровню 2022 года на 23,7%. Это позволило обеспечить все запланированные мероприятия, а также финансирование театров, музеев, библиотек в полном объеме.

На физкультуру и спорт направлено 2,5 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 13,4%. Существенные средства в прошлом году направлены на ремонт, благоустройство действующих и создание новых некапитальных спортивных объектов, поддержку массового спорта и спорта высших достижений.

На протяжении пяти лет в области реализуется адресная программа капитального ремонта. За это время на приведение в нормативное состояние, прежде всего, объектов социальной сферы направлено более 13,5 млрд бюджетных средств. И только в 2023 году на данные цели выделено почти 4,5 млрд рублей с ростом на 30% к уровню 2022 года, из которых половина — муниципальная собственность. Финансирование позволило провести ремонт 280 объектов.

«Бюджет развития» — расходы на адресную инвестиционную программу, дорожное хозяйство, поддержку сельского хозяйства и промышленности — в 2023 году составили 53,5 млрд рублей.

Так, на реализацию областной адресной инвестиционной программы было направлено 23,4 млрд рублей, в том числе 13,1 млрд рублей областных средств. При этом две трети финансирования направлено на строительство объектов социальной сферы. Значительное увеличение расходов, которые с 2021 года выросли почти в 3 раза, позволяет Воронежской области реализовывать масштабные, капиталоемкие проекты и планировать новые значимые объекты для развития региона.

На строительство новых автомобильных дорог, реконструкцию и содержание действующей сети из бюджета в прошлом году направлено более 21 млрд рублей, в том числе муниципалитетам — более 7,7 млрд рублей. Все планы и задачи по развитию дорожной сети региона выполнены.

Объем поддержки отраслей сельского хозяйства и промышленности составил 8,7 млрд рублей. При этом ассигнования федерального бюджета за последние годы не увеличиваются, а объем областных средств постоянно растет. В 2023 году сельхозтоваропроизводителям и промышленным организациям была оказана поддержка по 62 направлениям.

В целях развития региональной экономики Воронежской областью активно используются новые инструменты федеральной поддержки — «инфраструктурного меню» (инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, кредиты на опережающее финансирование). Так, в 2023 году в регион привлечены средства в общей сумме 6 млрд 978,6 млн рублей, которые были направлены на строительство автомобильных дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства, развитие особой экономической зоны, приобретение автобусов для обновления парка автотранспортных предприятий.

Что касается поддержки муниципалитетов в 2023 году, она составила 68,9 млрд рублей. То есть, более трети всех расходов регионального бюджета — это межбюджетные трансферты. Рост к уровню 2022 года составил 6,8 млрд рублей. Средства направлялись не только на софинансирование расходных полномочий муниципалитетов, но и была оказана дополнительная поддержка в объеме 715 млн рублей.

По результатам оценки, проведенной Минфином России, Воронежская область отнесена к группе субъектов с высоким уровнем долговой устойчивости.

«Воронежская область уверенно чувствует себя и в текущем году. Финансирование всех запланированных мероприятий предусмотрено полным рублем. Поступательное социально-экономическое развитие региона продолжается», — резюмировал председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетёсов.