Близится 1 сентября, но уже понятно, что в День Знаний за свои парты сядут не все ученики: сразу в девяти школах области срывается разрекламированная программа капитального ремонта.
Сразу скажем, в программу попали не все учебные заведения, которым этот ремонт необходим. И пока на месте легендарного яблоневого сада, долгие годы служившего визитной карточкой Воронежа, строится образцово-показательная, «вторая в России» мегашкола, многие ученики в районах области обходятся без горячей воды, спортзалов и столовых.
Не рассчитали
В День знаний в Воронежской области откроются три новых школы – в сёлах Садовое Аннинского района, Новой Усмани и городе Борисоглебске. Детям, которые там будут учиться можно только позавидовать. В отличие от их ровесников из старых школ.
О планах капитально отремонтировать воронежскую гимназию им. Никитина чиновники заговорили ещё в прошлом году. Построенное 60 лет назад здание было в плачевном состоянии из-за чего, например, пришлось прекратить занятия в спортзале. Ожидалось, что уже в новом учебном году дети будут учиться совсем в других условиях. Но вышло так, что только в июле и лишь со второй попытки власти нашли единственного подрядчика. Удивительно, но чиновники продолжали утверждать, что к 1 сентября всё будет готово. И только спустя пару недель признали очевидное: учеников придётся временно распределить по другим школам.
Между тем на конец прошлого года только официально капремонт требовался 68 школам области. Тогда сообщалось, что 14 из них включат в программу реконструкции. На деле в региональный проект «Модернизация школьных систем образования» вошли 11 заведений. Всего на ремонт отводится 502,7 млн руб., в том числе 422,3 миллиона – из федерального бюджета. Изначально предполагалось, что девять школ буду отремонтированы к 1 сентября, ещё две – в следующем году. Однако сегодня понятно, что программа провалилась. После летних каникул ученики вернутся только в Первомайскую школу Эртильского и Русановскую – Терновского района.
Остальным придётся ютиться под чужой крышей. Не повезло ученикам Богучарской школы № 2, Павловской № 3, Семилукской № 1, Ольховатской и Марковской в Каменском, Александровской в Павловском, Старокриушанской в Петропавловском, Новосильской в Семилукском районе и уже упомянутой Никитинской гимназии.
Разумеется, всё объясняется подорожанием стройматериалов. По данным Росстата, в первой половине этого года по сравнению с тем же периодом года прошлого цены на стройматериалы взлетели на четверть. Впрочем, уже в апреле они росли медленно, в мае остановились, а летом начали падать.
В тесноте и обиде
И всё же рано или поздно жертвы затянувшегося капремонта вернутся в обновлённые классы. А вот ученикам Гремяченской средней школы это не светит – она в программу не попала. Несмотря на то, что там нет ни спортивного, ни актового залов, ни даже столовой.
Ученики переодеваются в коридоре и сидят в тесных классах, а учителя начальной школы ходят в туалет на улицу. Рядом со зданием – прикрытая старыми досками сливная яма.
Гремяченская школа была построена ещё в 30-е годы. Полвека спустя, в 80-е, начали рыть котлован под новое здание, но не успели – социализм закончился. С тех пор родители много лет пишут во все инстанции – от местных до высших, но ответные обещания до сих пор остаются напрасной порчей бумаги. Судя по этим ответам, как минимум с 2012 года чиновники собираются возвести пристройку со столовой и спортзалом. Кажется, даже проект готов, но необходимая документация застряла где-то на пути из районной в областную администрацию.
Есть печальные примеры и в областном центре. Например, школа № 16, где нет даже горячей воды.
Сквозь пробки к звёздам
На этом фоне звучат регулярные отчёты о том, как идёт строительство мегашколы. Первоначально её объявляли крупнейшей в России, потом выяснилось, что нижегородские чиновники примерно в два раза переплюнули воронежских по гигантомании.
И всё же масштабы впечатляют: 2,8 тыс. мест и 60 тыс. кв. метров помещений, дизайн, напоминающий собранную из модулей космическую орбитальную станцию. Каждый блок посвящён отдельным направлениям знаний: гуманитарным, естественным, техническим наукам. В центре – четырёхэтажный атриум и амфитеатр на 700 мест. Коворкинги, медиазона, центр школьного самоуправления и даже литературный клуб с медиакафе – что это такое, не очень понятно, но звучит круто.
Вместо столовой – ресторан с несколькими залами на разных этажах: предполагается, что ученики смогут заранее заказывать блюда через приложение. «Умные браслеты и гаджеты будут помогать в наблюдении за индивидуальной активностью каждого ребенка, чтобы оценивать его заинтересованность учебным процессом» — вот это, пожалуй, даже пугает.
На улице – «площадка для летательных аппаратов», искусственный водоём и станция юных натуралистов, но не простая советская, а с «биоплато с водными растениями и рыбками». А ещё – велодорожки и летняя эстрада.
Осталось всё это воплотить в реальности. Подрядчика в прошлом году нашли только со второй попытки – им стала белорусская фирма «Стройинжиниринг». На работы отвели 3,5 млрд руб., но даже такой мегасуммы хватает впритык – из-за тех же подорожавших стройматериалов.
Между тем проблемы могут возникнуть и с электронным наполнением классов, лабораторий, ресторана и т.д. Как рассказали в одной из воронежских фирм, поставляющих школьное оборудование – интерактивные доски, мультимедийные кафедры и т. д., – по известным причинам, осталась доступна только отечественная и китайская продукция. Причём, китайская – отнюдь не высшего качества: например, Huawei с Россией работать тоже перестала.
И всё же находчивость чиновников нельзя не отметить: найден способ выдать уничтожение зелёных зон и градостроительные ошибки за выдающееся социальное достижение. Бездумная застройка лишила жителей Северного нормальных школ в шаговой доступности, зато теперь можно похвастать чуть ли не всероссийским рекордом.
Планируется, что «звездолёт знаний» примет первых учеников уже в следующем году. Однако, например, новая дорога шириной 40 м на ул. Загоровского – от ул. Шишкова до ул. Ломоносова, - пока только в планах. Как рассказали в мэрии, проект и госэкспертиза должны быть готовы к концу года: «Нужно получить положительное заключение. А потом уже говорить о суммах, сроках и т. д.».
Но мегашкола уже настолько разрекламирована, что можно не сомневаться: детей туда будут возить со всего города. Так что появится ещё одна уважительная причина пробок.
Комментарий эксперта
Проектировщик Сергей Покровский:
Раньше был более системный подход к проектированию. Был генеральный проектировщик – «Воронежгражданпроект». С ним всё согласовывалось в соответствии с разработанными на перспективу проектами детальной планировки. Было понятно, как город будет развиваться: что пойдёт под снос, где будут расширять проезжую часть и т. д. Даже если проектировался один дом, это согласовывалось с развитием всего микрорайона. Для расчёта необходимой социальной инфраструктуры ежегодно – а иногда даже ежеквартально – анализировалась демография: количество детей ясельного, детсадовского и школьного возраста. Детские сады и школы располагали в шаговой доступности.
Были типовые и индивидуальные проекты школ. Должен сказать, что это школа – очень сложный объект. Классы должны быть хорошо освещены, а значит, глубина помещений ограничена. Было прописано, какую площадь отвести под спортивную площадку, пришкольные клумбы и т. д. Рядом с крупными школами располагали стадионы.
Строительство мегашколы – вынужденная мера. Можно сказать, эксперимент. Такие школы начали строить в очень крупных городах, где дома в 25 этажей – норма. Отсюда и проблем пробок. Родители отвозят ребёнка в школу, потом едут на работу, вечером – забирают. Всё потому, что нет системного подхода».
Глас народа
Жительница микрорайона «Электроника» Елена Упырева:
Конечно, это очень неудобно, особенно во вторую смену, ведь не все дети самостоятельны. Сначала нам помогала знакомая – бабушка одноклассника, но с четвёртого класса сын уже ездил сам.
Сейчас строится школа в соседнем микрорайоне «Процессор». Если туда будет ездить автобус, это будет удобнее. По крайней мере, те, чьих детей возят в новую школу в Репном, довольны».