Много потерь, но есть и успехи. Чем запомнится воронежцам 2021 год?

Уж насколько тяжёлым был 2020 год, но и 2021-й оказался не легче: новые волны пандемии и новые некрологи, тотальный рост цен и падение уровня жизни, экономические неурядицы и экологические бедствия...

   
   

И всё же надежда на улучшение жизни – вот-вот, не сегодня, так завтра – жива: в регионе создаются новые рабочие места, а жители области стали чаще сочетаться узами Гименея. Подробнее - в материале «АиФ-Воронеж».

Пандемия и рост цен

В начале года в область завезли вакцину, но надежды на победную прививочную кампанию не оправдались. Многие воронежцы не спешили сделать заветный укол: привить половину населения планировали к 1 сентября, но эта отметка была достигнута только к концу года.

Область вместе со страной пережила ещё один локдаун, который стал тяжёлым ударом для всего работающего населения – немало магазинов и кафе закрылось не на время, а навсегда. Например, приказал долго жить ресторан «Итальянский дворик», 17 лет проработавший на проспекте Революции.

Звучало много критики: по Воронежу по-прежнему ездили переполненные автобусы, а очереди в поликлиниках, казалось, сводили на нет весь эффект жёстких мер. Однако статистика – на стороне инициаторов локдауна: сразу после него заболеваемость пошла на спад, и, достигнув в День народного единства пика в 802 новых случая, спустилась до сентябрьских отметок в полтысячи вновь заболевших за сутки.

Лихорадило и потребительский рынок: цены на продукты росли весь год. К ноябрю, по данным Центробанка, инфляция достигла 9,61%. Продовольственные товары подорожали на 12,94%, в том числе мясо – на 17,36%, овощи – на 20,94%, а сахар – аж на 28,27%. Рост реальных доходов за три квартала близок к погрешности в 0,3%.

Несмотря на прогнозы экспертов, весь год дорожала недвижимость. Согласно индексу INFOLINE, средняя цена квадратного метра выросла с 58,5 тыс. руб. до 74,4 тыс. рублей. Сказывалось не только стремительное подорожание металла и пиломатериалов, но и ажиотаж, связанный с программой продлённой льготной ипотеки.

   
   

Дорожает не только само жильё, но и его обслуживание. Так, в Воронеже вопреки всеобщему недовольству было принято решение поднять летом 2022 года верхнюю планку роста тарифов выше установленного федеральным правительством предела в 5,3%. Для большинства горожан подорожание может достигнуть 8,5%, для некоторых – 9,1%. Такой непопулярный шаг объясняют вложениями в котельные, теплосети, водопровод и канализацию. Несмотря на масштабную реконструкцию, уходящий год запомнится серьёзными коммунальными авариями, самой масштабной из которых стала целая серия провалов канализации в Россоши, из-за которой горожане в августовскую жару на четверо суток остались без воды.

Кстати, в Россоши, как и в Воронеже, коммуналка в будущем году подорожает выше первоначально установленной нормы.

Индустриализация и напряжённость

В то же время регион продолжал возвращать потерянную славу промышленного центра –только с января по сентябрь у нас решили разместить свои производства 17 компаний: «Атомтехмонтаж», «ГлобалФанкшнлДринкс», «Куриное царство», «Грунтойл», «Агротехмаш», Воронежский комбинат стройматериалов и др. Речь идёт о 39 млрд руб. инвестиций.

Свои плоды принёс объявленный год назад стратегический проект «Новая индустриализация» – область должна войти в двадцатку самых промышленно развитых регионов. В индустриальных зонах уже создано 6,8 тыс. рабочих мест, а к 2024 году их должно быть 20 тысяч.

Развитие производства особенно важно в условиях холодной войны с Западом – в пограничной Воронежской области растущая напряжённость чувствуется особенно остро. Дважды – в феврале и декабре – сотрудники ФСБ задерживали в Воронеже сторонников украинской террористической организации МКУ.

Бедствия и свадьбы

А вот экологическое бедствие предупредить было некому – всю зиму приходили сообщения о гибели Усманки: год назад через незаконно вырытый канал туда попали стоки тепличного хозяйства из соседней Липецкой области. Концентрация вредных веществ тогда достигла шокирующих показателей – вода поменяла цвет, а рыба всплыла кверху брюхом. К счастью, по данным Воронежского заповедника, к концу года река более-менее очистилась – рыба вернулась, а «химия» скопилась в отдельных затонах.

Самое громкое происшествие, без сомнения, произошла 12 августа – рядом с остановкой «Галерея Чижова» взорвался пассажирский ПАЗ: два человека погибли, 26 пострадали. Федеральный следственный комитет начал расследование, но до сих пор подробности не известны. На первых порах в СМИ стали вбрасываться версии, очевидно, призванные пригасить возмущение состоянием местного автобусного парка: например, о том, что будто бы взорвался примус, который везла пассажирка. Но общую картину скрыть трудно: судя по рейтингам, у Воронежа худший общественный транспорт не только среди городов-миллионников, но и среди областных центров Черноземья.

Главным политическим событием стали выборы в Госдуму, на которых КПРФ смогла сконцентрировать оппозиционные настроения и отобрать часть голосов у «Единой России».

2

021 год принёс много потерь. Ушли в мир иной афорист Аркадий Давидович, тренер по подводному плаванию Константин Копцев, ветеран Великой Отечественной Семён Рудин, историк и краевед Павел Загоровский и другие.

Рождаемость тоже не порадовала. С января по сентябрь в области появилось на свет 13 973 ребёнка, тогда как в прошлом году за те же месяцы родился 14 251 малыш. Но, возможно, всё ещё впереди, ведь стало больше свадеб. К концу осени в области поженились 14 044 пары – в прошлом году с января по ноябрь было создано только 11,3 тыс. новых семей.

Доходы через микроскоп

Руководитель центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе:

 – Если взять отдельные сектора экономики, то у каких-то компаний возникли дополнительные возможности. Сверхдоходы получают люди, которые торгуют металлом, древесиной и т. д. Но это, опять же, инфляционные доходы, которые возникают за счёт роста цен по всей цепочке. Для одних – доходы, для других – убытки. В целом это ухудшает экономическую ситуацию. Выросли доходы бюджета от налоговых поступлений. С одной стороны, это хорошо. Но давайте посмотрим, как меняется структура малого и среднего бизнеса, – он или уходит в тень, или вообще закрывается.

Растут ли реальные доходы населения? Понятно, что цифры зависят от методики расчётов. В Министерстве экономического развития, куда входит служба статистики, признавали, что меняли в течение года методологию, включали новые источники, и величина доходов корректировалась в сторону роста. Даже президент говорит о том, что реальные доходы снижаются по стране в целом. Возможно, в Воронежской области прорыв, но 0,3% даже в микроскоп никто не заметит в своём кошельке или холодильнике.

Да, номинальная зарплата растёт. Но потребительская инфляция всё обнуляет. Дорожают продукты питания, товары и услуги первой необходимости, коммунальные платежи. Всё это снижает потребительскую способность и качество жизни. Мы видим, что доходов населения не хватает даже на то, чтобы накрыть нормальный праздничный стол. Опять приходится считать стоимость салата оливье и селёдки под шубой. И даже ёлки стали значительно дороже, чем раньше.

На правильном пути

Общественный деятель Николай Сапелкин:

 – Уходящий год принёс много страданий, связанных с потерей близких людей. Но в целом для страны он стал годом ожиданий будущих свершений. В России серьёзно заговорили о внутреннем развитии – начиная с туризма и заканчивая высокими технологиями. Стали предприниматься реальные шаги по импортозамещению. Было обозначено, что важнее всего для нас – сохранение ценностей русской цивилизации. Большие надежды появились после слов президента о том, что мы ответственны за историческую Россию – Русский мир в границах Российской империи и Советского Союза.

Конечно, такая политика ведёт к напряжению в международных отношениях. Идёт борьба за будущее, и мы должны отстоять своё место в мире.

Воронежская область тоже следует федеральному тренду. У нас довольно успешно реализуется политика новой индустриализации – в регионе появляются новые промышленные предприятия. Уделяется внимание росту качества жизни – прежде всего, в сельской местности. Прокладываются водопроводы и автодороги, в райцентрах появляются современные парки, дворцы культуры.

Вместе с тем бедность в XXI веке – это постыдное явление. Нынешний разрыв между сверхбогатыми и всем остальным обществом недопустим. Борьба с бедностью – главная задача. Не решив эту проблему, мы не добьёмся единства. Ещё одна задача – борьба за жизнь. В Воронежской области крайне плохие демографические показатели – это результат политики предыдущих десятилетий, который не исправишь в один момент. Нужно, чтобы не только власть, но и всё общество задумалось, как перестроить семейные отношения, чтобы в домах стал чаще звучать детский смех.

Как менялись доходы населения с 2014 года?

Отношение реальных денежных доходов жителей региона к предыдущему периоду

  • 2015 г. – 102,5 %
  • 2016 г. – 93,7 %
  • 2017 г. – 96,8 %
  • 2018 г. – 99,1 %
  • 2019 г. – 100,2 %
  • 2020 г. – 93,9 %
  • 2021 г. (январь-октябрь) – 100,3 %

По данным Воронежстата