Ключи от неба. Воронежские авиастроители отпраздновали 90-летие ВАСО

Ирина Стецкая / АиФ
В третье воскресенье августа страна традиционно отмечала День Воздушного флота России, а накануне, в пятницу, большой праздник был у работников ВАСО – предприятию  исполнилось 90 лет. 
 
Отмечали событие с размахом – развлекательной программой, концертом, награждением передовиков и ветеранов, и необычно: работникам предложили позвать на завод своих родственников. Для режимного в сущности предприятия – невиданное дело. И, конечно же, гостей собралось очень много. Когда ещё выпадет такой шанс? 
 

Кадры решают

«Вот это завод! За два часа не обойдёшь! – восхищался, стоя в очереди в заводской музей, один из гостей. – Сейчас такие не строят! Открывают только «карлики» - на 50, на 100 человек, а если где 200 – так говорят уже крупное производство!»
 
Кстати, на ВАСО сейчас числится 5,3 тысячи человек, но это, как считают сами «васовцы», не показатель. Было время – доходило до 30 тысяч работников, и каждую смену в ворота проходных вливались полноводные человеческие реки. 
 
До конца 2023 года предприятие намерено принять до 3 тысяч новых сотрудников – такие планы были озвучены в ходе торжественного собрания. Суждено ли им сбыться?
 
Заводчане, конечно,  слышали всякое и давно верят не всему, тем более – кадровому взлёту. Аргумент – кто ж пойдёт на такую зарплату. Ещё в конце 2021 года бывшее руководство ВАСО обещало поднять зарплаты к лету на 27%, доведя их до 56 тыс. рублей по предприятию и до 66 тыс. рублей по основным производственным рабочим. В реальности повысили всего на 8 процентов. Мало? Не то слово. Низкие зарплаты рядового состава завода в Воронеже уже стали притчей во языцех. 
 
Тем не менее, те, кто давно работает на предприятии – настоящие патриоты  своего дела. Тут очень многие продолжают трудовую вахту, даже выйдя на пенсию. И дело не только в деньгах, которые, как известно, лишними не бывают. Есть ещё резон: кто ж работать будет? Опытные высококвалифицированные кадры сейчас везде на вес золота, а в самолётостроении – и подавно товар штучный, который порой действительно нечем заменить. 
 
Фото: АиФ/ Ирина Стецкая

С погодой договорились

Но в праздник о грустном не хотелось. Хотелось удивлять и радовать гостей. Те восхищённо осматривали многочисленные цеха предприятия, высокие стапели, новые станки, а ещё выставку воздушных судов из произведённых на заводе Ан-148, Ил-96-300 и Ил-96-400 Т. Соревновались в дартсе, армреслинге, жиму гирь. Детей развлекали аниматоры, для них устроили настоящее театрализованное шоу.
 
В седьмом цеху, где идёт окончательная сборка самолётов, установили зрительный зал и сцену, с которой собравшихся душевно поздравили заводские начальники и представители воронежской власти. Слово взяли председатель областной Думы Владимир Нетёсов, зам губернатора Виталий Шабалатов, приветственный адрес прислал и бывший губернатор, а ныне  заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания РФ Алексей Гордеев. 
 
Заводчанам ещё раз напомнили, на каком замечательном предприятии они работают, ведь ВАСО – одно из трёх в мире и единственное в России производство, выпускающее дальнемагистральные широкофюзеляжные самолёты.  Чем не повод для гордости? 
Потом был замечательный концерт с участием губернаторского духового оркестра,  воронежской филармонии, мужского хора «Русский формат»...
 
Словом, праздник удался. И даже небесная канцелярия, прогнозом которой накануне пугали синоптики и МЧС, пошла навстречу васовцам. Дождь начался только под конец торжеств. Да и как иначе? Ведь именно авиастроители держат «ключи от неба» - они делают самолёты, отпирающие любые точки земного шара.
 
Фото: АиФ/ Ирина Стецкая

Справка

История предприятия началась в 1932 года, когда приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР в числе других первенцев отечественного авиапрома строящийся в Воронеже завод №18 был переведён в самолетостроительный трест. За время своего существования предприятие выпустило десятки типов самолетов конструкции А.Н. Туполева, С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, Г.В. Новожилова.