Новая политические реальность диктует свои жёсткие требования. На Петербургском экономическом форуме президент озвучил главную задачу: экономика страны снова должна стать самодостаточной. Но никакая реиндустриализация невозможна без квалифицированных кадров. Парадокс: Воронеж – крупный образовательный центр, а региональное производство стонет от нехватки специалистов. Почему так происходит? И как найти решение? Ответ искали участники круглого стола в редакции «АиФ-Воронеж» - представители вузов и регионального бизнеса.
Нужны синие, а не белые
Юрий Голубь, «АиФ-Воронеж»: Каких специалистов сегодня особенно не хватает региональной экономике?
За последний год активнее всего работодатели искали специалистов по продажам. Это 31% всех вакансий. На втором месте – рабочий персонал (13%). Ещё 13% - вакансии для людей с нулевым опытом, которые только начинают карьеру.
Среди отраслей самую большую активность в подборе персонала показала розничная торговля (18%). Второе место по числу размещённых вакансий занимает отрасль информационных технологий (10%). Третье – строительство, недвижимость, эксплуатация и проектирование (8%).
За последние 3,5 месяца информационные технологии спустились на шестую позицию.
Где же дефицит кадров? Кому проще всего найти работу? Это синие воротнички – рабочий персонал, производственники.
В чём причина? Первый фактор, который начался в 2021 и будет действовать до 2035 года, - демографическая яма. Число 20-25-летних за последние десять лет уменьшилось в два раза. 26-29 – на 20%. В ближайшие пять лет эти когорты продолжат сокращаться. Это ударило по всем сферам и в первую очередь по информационным технологиям – молодой отрасли.
Агропромышленный комплекс в 2020 году начал страдать в связи с оттоком мигрантов. Ситуация немного скорректировалась в 2021 году, но запрос работодателей удовлетворён не был.
В 2022 году мы должны были прейти к высокому дефициту кадров и гонке заработных плат. Но последние события привели к тому, что белым воротничкам – офисным сотрудникам – стало тяжело найти работу. Это маркетинг, реклама и PR, которые всегда сильнее всего страдают в кризис, управление персоналом и тренинги, административный персонал.
Зарплата и энтузиазм
- Вопрос к бизнесу: как вы конкурируете за кадры? Удаётся ли укомплектовать штат готовыми специалистами или приходится их доучивать?
Сейчас наш штат укомплектован на 99%. Единственная проблема в том, что средний возраст сотрудников предприятия – 43 года. Мы находимся в 200 км от Воронежа в ПГТ Подгоренский, поэтому молодые специалисты к нам едут неохотно. Вакансии слесарей-штамповщиков, токарей и т.д. мы закрыли людьми старшего возраста.
Нужны инженерно-технические кадры: технологи, инженеры-конструкторы, инженеры-механики. Сотрудничаем для этого с учебными заведениями. Но сегодня остался только один вуз, который ещё готовит цементников - это БГТУ им. Шухова в Белгороде.
Ближайшие к нам колледжи и техникумы – в Россоши. Мы сотрудничаем с учебными заведениями Россоши, трудоустраиваем ребят, которые проходят у нас практику, и готовы принять их на работу после окончания техникума или службы в армии. Проходят практику и студенты вузов – того же БГТУ, Воронежского университета инженерных технологий, Новочеркасского ЮРГПУ.
То, что мы входим в холдинг, даёт дополнительные возможности. Мы можем взять молодого специалиста без опыта сверх штата – он пройдёт стажировку и получит хорошую должность на другом заводе, где открылась вакансия. При этом мы предоставим жильё.
В этом году у нас создан молодёжный совет, который проводит самые разные акции – спортивные, экологические, знакомит с производством школьников и т.д. Интересная общественная жизнь – это хорошая дополнительная мотивация.
Сегодня холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» активно включается в федеральный проект «Профессионалитет». Пока в нашем регионе делается упор на сельское хозяйство. Но, если будет программа развития машиностроения, мы её поддержим.
Мы познакомились с опытом Дмитриевского техникума в Белгородской области – он выиграл грант в прошлом году, создал четыре новых лаборатории, оснастил оборудованием классы. Там коллектив единомышленников во главе с директором поддерживает частная агропромышленная компания. На четырёх направлениях преподают её специалисты, которые на 1,5 ставки трудоустроены в техникуме. Естественно, компания забирает до 70% выпускников профильных направлений. Вот к такому результату мы стремимся в Павловском техникуме.
Есть соискатели, которые готовы переехать в Павловск? Мы построили для них свой пятиэтажный дом. Но важно привлекать на работу в большей степени местных жителей. Поэтому нужно вкладывать средства в местные техникумы, чтобы ребятам района было интересно там учиться, а их родители считали это престижным. Далее через экскурсии и практики покажем возможность трудоустройства на современном мясоперерабатывающем предприятии. Только таким путём можно решать проблемы кадрового голода в регионах.
Руководство «АГРОЭКО» понимает, что работа с молодёжью начинается со школ, колледжей. Это долгосрочное вложение, которое окупится не быстро.
Всё большее количество студентов проходит у нас оплачиваемую практику или стажировку. Если в прошлом году их было сто, в этом – должно быть 300.
Мы стараемся всячески мотивировать сотрудников. Например, каждый может предложить свою идею по усовершенствованию производственных процессов, и, если комиссия признает её разумной, автор получит премию. А если идея сработала, и есть экономический эффект – 5% от его размера.
О таких сотрудниках рассказываем в корпоративной газете, снимаем ролики на корпоративном ТВ. Коллеги всё это видят в обеденный перерыв. Таких примеров нематериальной мотивации у нас много.
90% наших руководителей производства выросли в компании. У нас своя специфика, не всегда получается брать специалистов из смежных отраслей. Выстроена школа наставничества с регулярной аттестацией и возможностью продвижения по карьерной лестнице.
Наши руководители параллельно с работой получают дополнительное высшее образование или проходят программы повышения квалификация в ведущих вузах города. Это расширяет кругозор и позволяет грамотнее ставить задачи подчинённым.
Компания развивается и, что самое главное, создаёт новые рабочие места в сельских территориях. Недавно было озвучено, что компания построит не менее трёх животноводческих комплексов в Тульской и семь – в Воронежской области.
Советские вытягивают
Например, на конкурс «Лучший по профессии» мы номинировали нашего мастера в цехе халвы. Это редкая профессия и готовых специалистов найти невозможно. С молодыми кадрами мы готовы работать с нуля. Внедрили в этом году систему наставничества, участвуем в программе регионального центра компетенций.
Очень активно развивается кондитерский цех, где делают козинаки и халву. Средний возраст работников – 30 лет, потому что физическая нагрузка очень велика. Зарплата выше средней по району, но молодёжь не хочет оставаться в Богучаре, уезжает в Воронеж.
Есть проблема с операторами и наладчиками оборудования, электриками. Остались только советские кадры. КИПовец у нас один на район. Токарь – тоже.
Понятно, что сегодня другая структура экономики, где больше всего нужны продажники, консультанты, маркетологи и т.д. Это люди, которые выполняют важную, но вспомогательную функцию. И последние 3,5 месяца нас убедили, что они не самые главные в этой жизни. Нужнее те, кто может создавать продукт.
Создание высокотехнологичного производства сегодня - государственная задача № 1. Но найти среди таксистов и продажников слесаря-инструментальщика невозможно. Его нужно подготовить. Так что всё начинается со сферы образования.
Да, у нас есть сельхозпроизводство, переработка, небольшие обрабатывающие производства. Но нужно восстанавливать авионику, микроэлектронику, радиотехнику. Откуда взять специалистов?
Валерия Иванова: ВАСО (воронежский авиазавод – ред.) в следующем году планирует набирать тысячи слесарей и токарей. Эти цифры несопоставимы с существующим резервом специалистов. И только релокацией, без восстановления образования, решить вопрос не получится.
Дмитрий Ломсадзе: Наши технические вузы практически перестали готовить профильных специалистов, зато выпускают юристов, экономистов, психологов, дизайнеров и т.д. Осталась ли у нас учебная база для подготовки инженеров?
Со школьной скамьи
- Пусть ответят представители вузов. Каждый год выпускаются тысячи студентов. Почему же остаётся кадровый дефицит?
В итоге дети воспитываются смартфоном, который снижает интеллект и способность запоминать информацию. Мы видим, какие студенты пришли на первый курс. Из-за дистанционки в пандемию их уровень ещё упал.
Влияет и система ЕГЭ. Благодаря ей все успешные дети поступают в московские вузы. А в воронежских - приёмный балл стал низким.
И тем не менее мы учимся растить и развивать этих ребят, говорить на их «цифровом» языке. Привлекаем молодых аспирантов – они с ними могут легче установить контакт.
Зато заработала система производственных практик и трудовых студотрядов. Если раньше студенты просто приезжали на предприятие поставить печать, то сейчас в основном все трудятся. Почему? Из-за конкуренции за специалистов студентам начали приплачивать. Естественно, не все, но половина – точно вернётся на эти предприятия.
Разворачивается и гонка зарплат в сельском хозяйстве. 42 тыс. руб., по данным за 2021 год, - это чуть меньше среднеобластной зарплаты, но уже близко к ней. А в отдельных агрохолдингах и районах платят уже более 50 тыс. рублей. Ведь чтобы молодые специалисты начали уезжать из областного центра в село, заработок там должен быть в полтора раза больше.
А мы в вузе стараемся доступно доносить до студентов информацию о высоких зарплатах, строящимся жилье, перспективах карьерного роста в передовых воронежских компаниях, которые готовы всё это предоставить.
Образование об руку с бизнесом
Дмитрий Ломсадзе: Никакого дополнительного финансирования не нужно. Учебная программа разделяется на обязательную и вариативную части. Последняя ориентирована на региональный рынок труда. Сейчас вуз наполняет вариативную часть всем, чем хочет, под тех специалистов, которыми располагает – кто во что горазд. Нет связи с заказчиком, и компетенции, которые ему нужны, не преподают в вузе.
Потому что вуз – это бизнес-модель. К пуговицам претензии есть? Нет? За итоговое качество не отвечаем. Изменить эту схему административными методами очень сложно.
Представителями заказчика должны быть специализированные организации – например, региональные отраслевые ассоциации, торгово-промышленная палата Воронежской области, региональные отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, «Опоры России», профильных департаментов. Они должны определять приоритеты в подготовке специалистов.
Представители заказчика должны непосредственно участвовать в формировании программ и планов, подборе преподавательского персонала. Пока что это в основном люди без позитивного опыта работы в реальном секторе экономики, представители старшего поколения.
Необходима стажировка преподавателей на базе предприятий-заказчиков, а затем их реальное стимулирование за совместное с заказчиком ведение учебных дисциплин. Заказчикам целесообразнее расходовать деньги на преподавательские кадры, а не на студентов. Один грамотный педагог – это лучшая гарантия.