Десятки тысяч воронежцев возмутил «налог на дождь» – счёт за водоотведение на общедомовые нужды, который появился в квитанциях управляющих компаний.
Между тем остальные горожане тянут эту лямку уже три года и выложили кругленькую сумму за фактически несуществующую услугу. Попытка найти в этой ситуации здравый смысл может обернуться вывихом мозга, но ведь на то и особая чиновничья логика: дополнительные поборы не нуждаются в разумных доводах.
За дождь и снег
Тот, кто пробовал понять, как работает система ЖКХ, давно уяснил: это другая реальность. Можно сколько угодно ссылаться на законы логики и физики – всё это не работает. Главный принцип, который управляет заколдованным коммунальным миром: чем хуже услуга, тем больше платит потребитель.
А бывает, что услуги и вовсе нет. Так, получив платёжки за сентябрь, больше 60% воронежцев обнаружили, что оказались должны, даже если исправно оплачивали все счета. Речь идёт о плате за водоотведение на общедомовые нужды, которую горожане остроумно окрестили «налогом на дождь». Правда, и дождя-то не было уже месяца три, но платить всё равно нужно.
С какой стати? Как рассудили в правительстве России, принимая постановление № 354, часть горячей и холодной воды, поступающей в многоэтажку, тратится на содержание общедомового имущества – в основном, на мытьё подъездов. И вся эта вода будто бы отводится в канализацию – точно так же, как та, которую горожане выливают из кранов и унитазов в собственных квартирах.
Может быть, где-то и так, но в воронежской реальности лестничные клетки просто высыхают, а грязную воду уборщица (если такая есть) выливает на улицу. Но законодатели и судьи считают, что это не так.
Об стенку горох
На самом деле утомительные споры на эту тему отшумели ещё несколько лет назад – здравые доводы отскакивали от чиновников как от стенки горох. В 2017 году областной департамент ЖКХ и энергетики утвердил нормативы, которые зависят от типа многоэтажки, и приказал собирать деньги. Многие воронежцы ещё в ту пору свыклись с новыми поборами.
Но вышло так, что крупные управляющие компании, которые должны выставлять эти счета и перечислять деньги водоканалу «РВК-Воронеж», решили приказ не выполнять. Вероятно, рассудили, что клиенты, которые видят уборщицу раз в пятилетку, не захотят выкладывать кровные неизвестно за что, а значит, долги будут ложиться на сами УК.
В итоге фирмы оспорили приказ департамента и попробовали объяснить, что поскольку в подъездах нет унитазов, раковин и другого сантехнического оборудования, через которое вода попадала бы в канализацию, значит, счета незаконны. Но областной суд такой довод не смутил – в декабре прошлого года он постановил, что все дома, подключённые к центральной канализации, обязаны платить.
Апелляция не помогла, и в конце концов УК решили выставить всем собственникам долги, накопившиеся за три года. А чтобы не вызвать возмущение и волну неплатежей, – разделить их на шесть месяцев.
Так «мудрое» решение коммунальных лоббистов настигло большинство воронежцев в самый неподходящий момент – когда экономический кризис и злополучный ковид оставили многих без зарплат, но с кредитами. Помните, ещё весной некоторые наивные граждане подписывали петиции с просьбой о послаблениях по коммунальным платежам? Вот и ответ. Теперь усвоят, наконец, что чем глубже кризис, тем больше шкур будут драть с населения.
Мнение эксперта
Юрист в сфере ЖКХ Андрей Смирнов:
«Это полный абсурд. В доме нет выхода на водоотведение для общедомовых нужд. К тому же услуги по мытью подъездов большинство УК оказывает максимум на 15–20% от необходимого объёма. При этом, на самом деле, водоотведение на общедомовые нужды существует. Возьмём промывку отопительных систем. Её положено делать два раза в год, хотя обычно не делают. На это требуется достаточно большое количество воды. Но собирать деньги за воду, которой брызгают подъезды, – по большому счёту, профанация. Нужно было бы рассчитать необходимый объём воды, а не огульно начислять плату».