Кто кому должен? В Воронеже могут резко взлететь коммунальные тарифы

Руслан Ишмухаметов / АиФ
В последние дни не стихает недовольство вокруг инициативы депутатов гордумы – те попросили губернатора поднять тарифы сразу на 9,1 %, объяснив это инвестиционными программами поставщиков воды и тепла.
 
Между тем часто коммунальщики сами вводят горожан в большие расходы, которые вовсе не собираются учитывать в своём тарифе. Так кто кому должен? И не стоит ли воронежцам потребовать скидку вместо повышения платежей? «АиФ-Воронеж» разбирался в ситуации. 
 

Сколько накинут?

После того, как 28 октября гордума большинством голосов предложила повысить в 2022 году тарифы ЖКХ почти на 10 %, в интернете появилась протестная петиция, которая набрала уже больше 12 тыс. подписей. Непопулярное решение о таком подорожании может принять только губернатор, дело в том, что 30 октября правительство страны разрешило Воронежской области поднять тарифы лишь на 5,3 %. Усилить подорожание можно только ради инвестпрограмм, и именно на них ссылаются депутаты. Речь идёт о компаниях «РВК-Воронеж» и «Квадра», взявших в концессию водопровод и тепловое хозяйство города, а также о теплоснабжающей фирме «Энерговид».
 
Впрочем, экономического обоснования в проекте решения не было – сославшись на это, городская контрольно-счётная палата своё заключение дать отказалась.
 

Нет воды? Плати

«АиФ-Черноземье» писал о положении на улицах Беляевой, Циолковского, Героев Стратосферы: в последние пару лет местные жители держат постоянный запас воды на случай аварии и ищут новые способы фильтровать жидкость, с перебоями текущую из кранов – в трубах не хватает давления (см. № 40 от 06.10.2021 года).
 
Мы попросили «РВК-Воронеж» прокомментировать ситуацию и пояснить, возможно ли снижение тарифа в связи с повышенной аварийностью и дополнительными расходами жильцов – ответа пока нет. Между тем это вовсе не единичная ситуация.
 
«Вопросов к давлению на вводах в дома с каждым годом всё больше, - рассказал директор УК Советского района Владимир Чаплынских. – Например, девятиэтажки №№ 11, 13, 14, 16 по ул. Космонавта Комарова. Давления воды периодически не хватает для снабжения верхних этажей. Эти дома были построены в 70-х годах, и тогда проблем с напором не было. По проекту повысительные насосы там не предусмотрены. Вероятнее всего, причина в точечной многоэтажной застройке: новые дома в районе перетягиваются на себя ресурс».
 
Единственное, что остаётся жильцам, - проводить собрание и скидываться на насос. И тут главное даже не его цена – от 20 до 50 тысяч рублей, - а стоимость установки, обслуживания и рост расходов на электроэнергию.
 
 «Тем не менее, регулярно, мы ставим такое оборудование - например, в домах № 111 по ул. 9 января, № 92 по ул. Машиностроителей, - продолжает Владимир Чаплынских. – Без насосов на верхних этажах невозможно комфортно жить, пользоваться бытовыми приборами и даже просто принимать душ ».
 
Та же беда – у жителей Центрального района.
 
 «Предполагаю, связано это с тем, что магистральные водопроводные сети очень старые и малейшее увеличение напора приведёт к порывам и ремонту, очень затратному для поставщика, - говорит директор УК Центрального района Дмитрий Остапенко. – Есть проблемы в домах по проспекту Революции, ул. Плехановская, Алексеевского, Таранченко. Иногда в пиковые часы даже на четвёртом этаже вода идёт тонкой струёй. Мы составляем акты, передаём информацию ресурсоснабжающей организации, на что получаем рекомендацию установить насос за счёт собственников жилья. Прошу заметить, проектом установка такого оборудования не предусмотрена».
 
Особенно трудно приходится жильцам домов с газовыми колонками, от которых без нормального давления воды нет никакого толку.
 
«В цивилизованном мире любые инвестиции делаются за счёт прибыли, - объяснил свою позицию голосовавший «против» резкого повышения тарифов депутат гордумы Андрей Померанцев. – И только у нас – всё наоборот: население через тариф должно инвестировать в инфраструктуру, чтобы концессионеры получали прибыль. А ведь у них и так всё хорошо. Основной вид деятельность «Квадры» - производство электроэнергии, тепло – побочный продукт. По логике, она должна доплачивать жителям Воронежа за охлаждение в их контурах. Но в своё время сделали так, что эти производства считаются отдельными и оплачиваются по разным тарифам».
 
Кстати, с инициативой резкого роста тарифов городские депутаты выступают уже третий год подряд. И если в 2019 году повышенный тариф продавить удалось, то в 2020 году, когда речь шла о подорожании на 6,8%, губернатор назвал меру несвоевременной из-за пандемии и кризиса.
 
Сегодня пандемия бушует пуще прежнего, но если повышение не будет одобрено, в 2022 году концессионеры, вероятно, затребуют ещё больше, и недовольство вспыхнет с новой силой.
 
Интересно, что в необходимости подорожания публично усомнились также депутаты Госдумы Андрей Марков и Сергей Чижов – они опубликовали посты в соцсетях, а Аркадий Пономарёв обратился с письмом к губернатору. И это не может не навести на мысль о некой политической игре ради повышения рейтинга власти. Как бы то ни было, решение Александра Гусева должно расставить точки над «i». Пока верстался номер, оно ещё не прозвучало.