Исторический обвал. В Воронеже обрушилась опорная стена моста

Юрий Голубь / Из личного архивa

Прошедший 3 июня в Воронеже летний дождь обернулся ЧП. Мало того, что городские ливнёвки не справились с потоками воды – рухнула опорная стена Каменного моста, визитной карточки города. Теперь, чтобы попасть к себе домой, местные жители делают крюк в сотни метров, а городские власти думают, как починить достопримечательность.

   
   

ЧП районного масштаба

Разразившаяся над Воронежем 3 июня, во второй половине дня, гроза наделала бед. Сильный ветер сломал четыре дерева, два из них рухнули на дорогу, одно – на автомобиль.

Городская администрация регулярно отчитывается о том, как чистит ливнёвки, но после дождя столица Черноземья снова была похожа на Венецию. Улицы превратились в реки, дворы – в озёра. Жители частного дома не могли выйти на улицу – не припасли гондолы.

Микрорайон на Левом берегу между улицами Перевёрткина и 25 Января снова затопило фекалиями: вонючие гейзеры били прямо из канализационных люков.

Впрочем, всё это обыденность: то же самое который год происходит после каждого сильного дождя. А вот обрушение построенного в позапрошлом веке Каменного моста на ул. Карла Маркса не на шутку взбудоражило горожан.

К счастью, рухнул не сам исторический мост, а опорная стена, но и это заставляет задуматься о качестве реконструкции, которая прошла в 2011 году и обошлась бюджету в 26,7 млн рублей. До ремонта мост простоял 185 лет, после него – прошло всего 12.

Стена буквально сползла вниз – огромные глыбы рухнули на ул. Чернышевского – проходящую под мостом магистраль с активным автомобильным движением. В Воронеже был введён режим чрезвычайной ситуации районного масштаба. За ночь рабочие разобрали завалы, вывезли кирпичи и бетонные блоки.

   
   

 

«Сегодня планируем продолжать поверхностный разбор без заглубления в грунт, - рассказал директор фирмы «ВиС» Александр Работкин. - Поскольку работа затруднена наличием газопровода и водопровода, принято решение установить запорную арматуру на отводе газопровода к многоквартирному дому. Мы уже запросили проект подпорной стены у компании-проектировщика. В максимально короткие сроки начнём инструментальное обследование всех конструкций: подпорных стен с обеих сторон, самого моста. Также планируем исследовать состояние грунтов».

В Москву через Волчью яму

Днём 4 июня вся территория вокруг моста была огорожена – в итоге жители улиц Первомайского, Чернышевского и Рабфаковского переулка не могли пройти обычным путём к себе домой.

«Обходите по Первомайской, здесь небезопасно», - разворачивал горожан представитель администрации.

«Вы бы сначала там тротуар сделали, чтобы было по чему обходить», - возмущались местные жители и с тоской отправлялись по указанному маршруту.

Городская власть обещает устранить неудобства в короткие сроки.

«За ночь убрали аварийные элементы, сейчас важно разобраться с состоянием всей конструкции, - обратился к горожанам мэр Воронежа Вадим Кстенин. - Уверен, что компетентность специалистов, имеющих необходимые допуски, позволит максимально быстро провести восстановление и вернуть территорию, примыкающую к нашему достоянию, всеми нами любимому Каменному мосту, в привычный вид».

Интересна история этого красивого сооружения. Улица Карла Маркса до Революции называлась Старо-Московской, а когда-то – и просто Московской, поскольку вела прямиком в Первопрестольную. Но, к постоянному огорчению жителей и гостей, посредине сей парадной магистрали зиял овраг под названием Волчья яма, на крутых склонах которого регулярно ломали ноги лошади и пешеходы.

Продолжалось так до тех пор, пока в Воронеж не назначили прогрессивно мыслящего губернатора Николая Кривцова. Он не выдержал и в 1826 году без долгих согласований с «федеральным центром» в Петербурге выделил огромную сумму – 5596 рублей, - чтобы устранить конфуз. В итоге жители получили первый в городе каменный мост, а губернатор – выговор за растрату казённых средств.