Импортозамещению нужны руки. Кто вернёт Воронежу промышленную славу?

Станки, компьютеры, самолёты, экскаваторы, оборудование – можно очень долго перечислять иностранную продукцию, которую теперь нужно заменить отечественной.

   
   

Но любые программы импортозамещения неизбежно упираются в нехватку профессиональных рабочих – за последние 30 лет страна разучилась трудиться руками. И где же теперь брать специалистов для промышленного рывка?

Из соцсетей – за станок

Воронежский государственный промышленно-технологический колледж (ВГПТК) – одно из немногих учебных заведений Воронежа, где сегодня готовят токарей-универсалов. Но когда «АиФ-Черноземье» обратился туда, выяснилось, что уже в ближайшее время эту специальность закроют.

«Мы доучиваем последние группы студентов, – рассказал директор Олег Артемьев. – В новом стандарте образования эта профессия отсутствует. Там есть оператор станка ЧПУ, но средств такие станки купить у нас нет. Есть только старые токарные станки 50–60-х годов. А теперь представьте ситуацию: сломалась деталь, документацию на неё не найти, параметры для станка с ЧПУ указать не получится. В этом случае приходится идти к опытному токарю, который с помощью штангенциркуля всё измерит и выточит, как нужно. Токаря требуются и будут требоваться всегда! Они сегодня на вес золота. Погуглите, какие им предлагают зарплаты!»

«Но когда в последний раз снимали кино, восхваляющее рабочую профессию? – продолжает Олег Алексеевич. – Откуда ребята узнают, что нужно идти в токари? Помните фильм «Москва слезам не верит»? За шашлыком обсуждали: у Гоши аппендицит случился, так у профессоров диссертации встали. Некому теорию в жизнь воплощать! Рабочие специальности очень нужны. Но у детей – клиповое мышление, они рвутся в блогеры. Эту ситуацию нужно менять. Мы проводим профориентацию, ходим в школы, рассказываем. Нам нужны люди, которые смотрят в будущее. Но их сначала нужно вытащить из соцсетей. Я с большим сожалением расстаюсь с профессией токаря. Я люблю, когда дети работают руками, когда из сырого материала создают шедевр. Вот это труд!»

Между тем сегодняшние колледжи готовят юристов, логистов или бухгалтеров едва ли не больше, чем рабочих.

«Изменить сознание тяжело, – считает директор. – Очень велика роль родителей. Они хотят своему ребёнку добра и зачастую принимают за него решение. А ведь ему надо дать возможность попробовать себя в разных областях. У нас на днях открытых дверей дети знакомятся сразу с несколькими профессиями. Например – «электромонтёр пожарной сигнализации»: ребёнок тут же, после нашего рассказа, может поработать тестером, попаять датчики. Или поковыряться в двигателе, если речь идёт о ремонте автомобиля. Детей нужно интегрировать в профессию уже после седьмого-восьмого класса. Да, время идёт, всё может поменяться. Но в этом случае есть шанс, что человек не пожалеет о выбранном пути».

   
   

Возвращение к практике

В то же время в Воронеже осталось не так уж много промышленных предприятий. Вот и в областном Центре опережающей профессиональной подготовки рассказали, что спрос на тех же токарей не так уж высок, как может показаться.

«Мы регулярно встречаемся с работодателями и понимаем их потребности», – уверяют в организации.

Однако вакансии есть, и часто занять их просто некому. Вопрос качества среднего профессионального образования стоит очень остро. Во многом его удалось повысить благодаря участию России в международном движении World Skills, которое занимается популяризацией рабочих профессий и регулярно проводит конкурсы среди молодёжи. Воронежские парни и девушки не раз одерживали яркие победы.

Сегодня участие в международных конкурсах приостановлено, но развивать движение внутри страны никто запретить не может. А с 2023 года сдавать итоговый экзамен по стандартам World Skills будут обязаны все студенты.

Фактически речь идёт о возвращении практики времён индустриализации – когда на экзамене будущий специалист не отвечал у доски, а изготавливал деталь по схеме. Без сомнения, этот путь гораздо эффективнее и позволяет отсеять тех, кто не занимался, а просиживал штаны.

Ни оборудования,  ни преподавателей

Отвечает ли подготовка этим жёстким требованиям? Здесь всё снова упирается в материальную базу, которая не вписывается в нормативы. Благо постепенно проблема решается. Так, в прошлом году тот же ВГПТК выиграл грант и сейчас создаёт две мастерские по ремонту автомобилей.

Но одновременно в распоряжении тысячи студентов – всего сотня компьютеров, когда нужно минимум 500. Не хватает оборудования для подготовки сварщиков. И в этом отношении воронежские колледжи и техникумы могут только позавидовать московским, на которые благодатным дождём проливается столичное финансирование.

Впрочем, современное оборудование нужно ещё освоить – и прежде всего преподавателям. Большинство из них – у порога пенсии или далеко за ним, что, мягко говоря, не располагает к обучению. Остальные – вчерашние студенты и владеют в основном теорией. Молодые специалисты с опытом по понятным причинам в преподаватели не идут – на производстве они заработают в разы больше.

Однако, несмотря на трудности, у ребят, которые настроены всерьёз, есть все шансы стать профессионалами. Большинство из них находит работу уже во время практики в последний год обучения. Ведь без их навыков экономика региона уже не обойдётся.

В отрыве от экономики

Мастер-кровельщик, основатель компании «Саврос» Николай Савченко:

«У нас ПТУ переименовали в колледжи и техникумы, но оторвали их от отраслей. В результате методику обучения прописывают не те, кому завтра понадобятся подготовленные там специалисты. Но только теоретически нельзя обучить ни сварке, ни кровельному делу, ни любой другой профессии. В итоге из 20-30 человек лишь один работает по специальности, да и его на месте приходится учить заново. 

Мы открыли школу, где за несколько недель можно получить необходимые для профессионального старта знания. Но я обращался в колледжи и техникумы Россоши, Калуги, Москвы – никому это не нужно. Поэтому у нас продолжают падать балконы и разрушаться исторические здания.

Многие возмущаются, что из техникумов убирают рабочие профессии. А я считаю, что это правильно. Там нужно оставить специальности, которые действительно требуют нескольких лет непрерывного обучения. А рабочие профессии в Европе люди осваивают на производстве или стройке, и раз в год приходят в учебные центры, где опытные мастера с 20-30 годами стажа тиражируют передовой опыт. Почему мы не идём этим путём?»

Сколько работников требуется региону? (По отраслям, в I квартале 2022 года.)

  • Обрабатывающие производства – 3637;
  • здравоохранение и соцуслуги – 3426;
  • торговля, ремонт автотранспорта и мотоциклов – 3213;
  • госуправление, военная безопасность, соцобеспечение – 2993;
  • сельское и лесное хозяйство – 1803;
  • обеспечение электроэнергией, газом и паром – 1039;
  • образование – 946.

По данным Воронежстата