На столб за солнцем. Как наши предки праздновали Масленицу?

Ирина Якунина / АиФ

В трудное время особенно нужны древние мудрые праздники. Сейчас в разгаре – Масленица, а значит, пора навестить родственников, пригласить в гости друзей и соседей. О том, как встретить весну по-русски, рассказал историк Николай Сапелкин.

   
   

То праздник, то пост

Юрий Голубь, vrn.aif.ru: - Николай Сергеевич, меняются времена, а масленичные традиции всё ещё живы. Так что это за праздник и как он появился?

- Русские традиции бессметны, русские праздники – шумные, разгульные, и Масленица – в их числе. Но если раньше люди сами участвовали в праздновании, то сегодня мы стали зрителями, а праздник в наших сёлах и городах проводят работники культуры. 

О том, какой была Масленица в старину, можно лишь догадываться. Наши предки были солнцепоклонниками и чтили циклы этого светила. Летнее солнцестояние было праздником Ивана Купалы, с зимнего – начинались святки, а к весеннему равноденствию была приурочена Масленица.

Как и во всех земледельческих культурах Евразии, праздники чередовались с постами: важно было отдохнуть, чтобы не надорваться, а затем ограничить себя, чтобы не впасть в бытовое разложение.

Изначально Масленицу праздновали аж две недели. Разумеется, примерно: от ближайшего ко дню весеннего равноденствия полнолуния до праздника Жаворонки, который в нашей местности отмечается 23 марта.

- А правда ли, что Масленица была празднованием Нового года? Ведь у наших предков он начинался как раз с наступлением весны.

   
   

- Изначально все солнечные праздники у нас были равнозначны. Поэтому в разные периоды нашей истории Новый год праздновали  в марте, в сентябре или в середине зимы, как сейчас. Только летом это делать нелогично, поскольку разрывается цикл сельскохозяйственных работ.

В марте Новый год отмечали с X по XV века – от принятия христианства до  царствования великого князя Ивана III, который перенёс празднование на сентябрь вслед за византийской церковной традицией.

Но в конце зимы всегда начинался новый сельскохозяйственный год. С этим связан праздник Починки – на следующий день после Сретения, когда, по народным представлениям, зима с весной встречались. Нужно было отремонтировать телегу, конскую сбрую, пересыпать – подготовить к посеву – зерно.

Но откуда взялось само слово «масленица»? К концу марта стельные коровы уходили в запуск – их переставали доить, и крестьянки освобождались от значительной доли ежедневного труда. Можно было заняться накопленным маслом: зимой оно не портилось, но к началу весенне-полевых работ его нужно было перетопить, положить в горшочки, пересыпать солью и поставить в погреб. 

«Млин» горелый

- Масленица начинается с первого блина, а он, как известно, - комом. Откуда пошла эта поговорка?

- Бытует маргинальная точка зрения, что на Руси комом называли медведя. Конечно, это вздор. Блин комом от того, что сковорода не прогрелась или тесто слишком жидкое.

Церковь долго боролась с языческими праздниками, победить не смогла, но включила в календарь и придала им новое содержание. Так  произошло и с Масленицей: её «пристегнули» к Великому посту и сократили до девяти дней - с Родительской субботы до Прощёного воскресенья.

Но ещё в начале XX века в разных регионах России, и в том числе в Воронежской губернии, праздник кое-где начинался в пятницу. Дело в том, что пятница была выходным для женщин: в этот день, посвящённый языческой богине Макоши, не пряли, не ткали, не шили, не вышивали.

- Если все были не зрителями, а участниками праздника, значит, требовалось распределить роли. Чем же занимались наши предки в эти дни?

- Основной смысл праздника заключался в том, чтобы навестить родных и познакомиться с будущими родственниками. Вопрос замужества дочери и поиска хорошей хозяйки для сына был актуален всегда.

Но всё начиналось с поминовения усопших. Малая Масленица, которая продолжалась с пятницу по воскресенье была посвящена именно этому.

Отсюда и вопрос – что такое блин? Символ солнца или поминальная пища? Например, Академик Рыбаков говорил о солярном знаке. Но ведь нужно иметь в виду, что блины были не жёлтыми и яркими, как нынешние блинчики, а тёмными – ржаными и подгоревшими. Их не жарили на сковородке, а запекали в печке. Так что с солнцем их роднила только круглая форма.

Блин – самый древний продукт из муки. И его название происходит от слова «млин», которое как раз и означало перемолотое зерно.

Смерть человека связана со многими хлопотами, времени на всё не хватает. Хлеб в печи нужно готовить целые сутки, а блины – всего час. Вот они и стали атрибутом поминок. Так же как позднее курица. Ведь если человек умер летом, забить корову или свинью не получится – мясо испортится. А курица маленькая и всегда под боком.

Кроме блинов, на Масленицу ели и мясные блюда – доедали всё, что осталось от забитой на зиму скотины. И только сало с солониной запасали для весенне-полевых работ.

В поминальные дни за столом всегда оставляли место для усопших и кликали их разделить трапезу, которую потом не убирали: чтобы покойники и ночью могли прийти полакомиться.

В гости и на прогулку

- И как всё это уживалось с христианским представлением о мире?

- На протяжении веков церковная и народная традиции приспосабливались друг к другу. Малую Масленицу сменяла Узкая, которая продолжалась с понедельника по среду. В эти дни строили рели – качели, - балаганы, делали чучела. И эта развлекательная культура воспринималась властями и церковными иерархами как антихристианская.

Из песни слова не выкинешь: из жизнеописания святителя Митрофана Воронежского мы знаем, что в бытность епископом он требовал от воевод отправлять стрельцов рубить качели и сжигать гусли.

Но со временем страсти утихли. Солнечные символы остались во всех народных праздниках. Если для Святок характерно «восходящее солнце» - колесо  на шесте, то на Масленицу оно уже высоко – на оглобле или на столбе с подарками. На Купалу, когда день начинает сокращаться, «солнечные» колёса поджигали и пускали вниз с горы.

Удалось отстоять и Кулачки – в Воронежской области они фиксировались вплоть до 60-х годов прошлого века, с ними уже боролась не церковь, а милиция.

Понедельник – Встреча, в этот день было принято приходить в гости к сватам. Вторник был посвящён молодёжным гуляниям и катаниям на санях. Парни присматривали себе невест. В Среду-лакомку нужно с блинами ходить по соседям.

Время с четверга по пятницу – Широкая Масленица. Четверг – Разгуляй: в этот день кликали весну, ставили столбы с подарками. Залезая на них, мужчины, как и на Кулачках, показывали силу и удаль.

В пятницу – на Вечёрки – делали ответные визиты к родственникам, которые приходили в понедельник и среду. Традиция Прощёного воскресенья хорошо известна и сегодня.

Ещё четыре дня шли Тужилки по Масленице. На них как раз приходились Кулачки. Кроме того, в эти дни полоскали рот водкой – чтобы во рту ничего скоромного не осталось. Это же помогало бойцам снизить болевой порог. А после обязательно ходили в баню, чтобы смыть кровь, прогреть синяки и шишки. Родители отпускали взрослых детей на прогулку с друзьями и подругами.

И, конечно, с Масленицей связаны Жаворонки, когда пекли «жаворонков», приветствуя возвращавшихся с юга птиц.