«Люди «И». Как нацисты готовили украинских «повстанцев»

Открытие оккупационными войсками отремонтированного моста Стрелецкого в Запорожье. 1943 год. © / Commons.wikimedia.org

Порой кажется, что война вовсе не закончилась 74 года назад – борьба не на жизнь, а на смерть продолжается и сегодня, принимая новые формы, находя новых героев и новых злодеев. Перед Днём Победы ФСБ рассекретила новую порцию документов, в которых говорится о «людях «И». Как готовили командиров подразделений Украинской повстанческой армии - об этом «АиФ-Воронеж» рассказал доктор исторических наук Сергей Филоненко. 

   
   

«Историю превратили в оружие»

Сюжет достойный детектива: в уникальных документах, обнародованных воронежским областным управлением ФСБ, говорится о загадочных «Ибенбюренских людях», или вкратце – «людях «И». Сергей Филоненко подробно познакомился с их историей – в основном из протоколов допросов членов этого секретного сообщества, составленных в послевоенные годы. Подробно об этом будет рассказано в заключительном, пятом томе книги «Война на воронежской земле в 1942-1943 годах в документах Красной Армии, вермахта и войск сателлитов».

Иббенбюрен – маленький старинный городок в Германии, в земле Северный Рейн – Вестфалия. Оказывается, в годы войны рядом с ним располагался Зондерлагерь 1750, или просто Особый лагерь. В нём было пять бараков, в которых одновременно находились 300-400 человек. 

Особым лагерь назывался потому, что был населён исключительно украинцами, бывшими советскими гражданами. Набирались «люди «И» из числа военнопленных или угнанных в Германию работников. Причём на добровольной основе: главным критерием были ненависть к советской власти, русофобия и желание сотрудничать с нацистами. 

Население лагеря менялось каждые три месяца, за которые с предателями успевали провести серьёзную работу. Из них готовили диверсантов, но, что особенно интересно, основную часть программы составляли вовсе не стрельбы и взрывное дело, а история Украины. 

«Историю превратили в оружие, - подчёркивает Сергей Филоненко. – И воспитывали, прежде всего, ярый украинский национализм». 

   
   

«Следить и доносить»

Куда же направлялись воспитанные немцами «борцы за независимую Украину»? По способностям: одни – в диверсанты, другие – в политическую полицию Гестапо, третьи – в лагеря для военнопленных, в основном на «хлебные» места, не связанные с тяжёлой физической работой. О том, чем занимались последние, подробно рассказывают переведённые с немецкого «Указания для рабочих команд, в которых имеются люди «И»:

  1. «Люди «И» (Ибенбюренгские люди) – советские военнопленные, украинцы, которые введены для антибольшевистской работы. Они специально обучены и воспитаны в прогерманском духе. Они вводятся для помощи руководителям рабочих команд.
  2. Люди «И» имеют задачу поднимать дух военнопленных в рабочих командах, влиять на них в прогерманском духе, следить за порядком, дисциплиной и чистотой, доносить руководству о предполагаемых побегах и актах саботажа, обращать внимание на сближение иностранных агентов с отдельными военнопленными или со всей рабочей командой. Люди «И» должны быть хорошим примером для всех и влиять на них так, чтобы повысилась производительность работы.
  3. Кроме этих общих задач, люди «И» могут получать специальные задачи от соответствующего офицера из «Абвера», руководителя рабочей команды.
  4. Действия «И» могут быть открытыми или тайными. О результатах работы доносить непосредственно офицеру «Абвера», никакое третье лицо не должно этого знать. 
  5. Соответствующий офицер «Абвера» указывает, на какую работу поставить «И» в зависимости от величины команды, от её характера (крестьянская, индустриальная), «И» могут работать: начальником лагеря или доверенным военнопленных, лагерным переводчиком, лагерным поваром или его помощником, как всякий военнопленный рабочей команды.
  6. Люди «И» с внешней стороны находятся в таких же условиях, как и остальные военнопленные команды, но с ними обращение легче, они пользуются особым доверием руководства, им рекомендуется подбрасывать продукты или табак, но так, чтобы остальные военнопленные этого не заметили.
  7. Обязанность людей «И» - писать или докладывать офицеру «Абвера» или спецлагеря. Письменные принадлежности и возможность незаметно писать должны быть им предоставлены. Письма (доклады) пересылаются руководителями рабочей команды непосредственно офицеру «Абвера» (но не через почту) для дальнейшего следования. 
  8. Как люди «И» являются помощниками руководителей рабочих команд, так и руководители р/к должны оказывать им в их нелегальной работе всякую помощь и содействие. Например, если «И» особенно старателен, чист, аккуратен, дисциплинирован и корректен и благоприятно выделяется из остальной массы военнопленных, руководитель рабочей команды должен наградить его перед глазами всех в/п, чтобы они видели, что старание, аккуратность и другие хорошие качества отмечаются и оплачиваются руководителем рабочей команды». 
Протокол допроса обвиняемого по делу Зондерлагеря. Фото: Из личного архива/ Сергей Филоненко

С кем воевала УПА?

Школа в Иббенбюрене была не единственной – аналогичная была неподалёку, в городе Мюнстер. Кстати, в этих же лагерях готовили и командиров для Украинской повстанческой армии, которым внушалось, что они будут бороться за независимость от России и московских комиссаров. При этом все «люди «И» сразу делились на подразделения, называвшиеся точь-в-точь, как в УПА - «рои», «чоты», «сотни», «курени». 

При всём этом современная украинская пропаганда, обеляя бандеровцев, утверждает, что они не только выполняли карательные акции против мирного населения и вели подпольную борьбу с Красной армией, но и сопротивлялись немецкой оккупационной администрации.

«Я был свидетелем интересного факта, - поделился Сергей Филоненко. - Наши ветераны обратились в фонд Меркель и попросили сообщить официальные данные о потерях вермахта в боях с УПА. Немцы документов не предоставили. Такой цифры нет. Говорить о реальных боях и реальном ущербе, который УПА причинила вермахту, я как историк не могу. Не мог «человек «И», которого готовил офицер «Абвера», который находился на немецком снабжении, писал доносы, воевать против немцев. Это сказки. Любые утверждения нужно подкреплять доказательствами». 

Пропагандистские листовки времен Второй мировой войны. Фото: Из личного архива/ Сергей Филоненко

Автомат на плече, костюм в чемодане

Не трудно посчитать, что за годы войны через эти лагеря прошли тысячи предателей. И каждый, кто попадал туда, получал вымышленное имя и фальшивые документы, чтобы усложнить задачу советским чекистам. 

Кроме мундира и автомата у «человека «И», как правило, был и чемодан с гражданским костюмом. Весной 1945 многих, не успевших переодеться и добежать до расположения англо-американских войск, задерживали вместе с этими чемоданами.   

Разумеется, советские спецслужбы выслеживали «людей «И» по всему миру и, прежде всего, конечно, в самом Советском Союзе и странах Восточной Европы. Те из предателей, на ком была кровь советских людей, могли получить высшую меру наказания. Остальным присуждали разные сроки заключения. 

Офицеры госбезопасности искали преступников и в числе тех, кто уже отбывал наказание. Как только выяснялось что-то интересное, подозреваемого возили в места совершения преступлений, искали свидетелей и затем систематизировали информацию. 

«С моей точки зрения, подавляющая масса была обезврежена и не ушла от возмездия, - считает историк. – Но вот один пример. Я ребёнком жил в городе Россошь на улице Чайковского. И в 1966 году, когда мне было восемь лет, пришли друзья с соседней улицы Мира. И спросили: «Ты с нами идёшь бить полицейского?» Оказывается, бывший полицейский, получивший в 1946 году срок в 20 лет, вернулся. Все соседи знали и показывали на него пальцем, а мальчишки швыряли камни, когда он выходил вечером посидеть на лавочке перед домом. Возможно, и он был человеком «И».