«Небо в огне». Воронежские школьники нашли неизвестных героев войны

Валентин Котюх / Из архива

Здешние школьники знают о событиях Великой Отечественной войны и с удовольствием вносят вклад в создание школьного музея, баннеров с именами и подвигами защитников города для автобусных остановок, а также участвуют в создании интересных книг о лётчиках, защищавших Воронеж. За последние годы было выпущено два таких тома.

   
   

О важности патриотической работы и малоизвестных подвигах в боях за Воронеж в День памяти и скорби рассказал историк, краевед, педагог дополнительного образования воронежской школы № 102 Валентин Котюх.

Собирали по крупицам

— Валентин Алексеевич, с чего началось создание музея?

— Наша средняя образовательная школа № 102 открыта в январе 2018 года. При рытье котлована строители обнаружили несколько солдатских касок, саперных лопат, маски противогазов, штыки от трёхлинеек (винтовка Мосина-Ред.) гранаты, мины, гильзы. Всё это они передали Алексею Фактору, нашему директору. Вместе с педколлективом решили создать музей, который бы рассказывал о военных событиях. Подняли архивы, изучили материалы учителей-основателей поискового движения в Советском Союзе: Ивана Ткаченко из Новой Калитвы, Александра Астафурова из Подгоренской школы N 46, Виталия Решетова из воронежской школы N 39 и других. А после открытия школы к работе подключились дети.

Винт бомбардировщика, разбившегося в июле 1941 года, стал основой мемориала. Фото: Из архива/ Валентин Котюх

Сейчас в музее собрано большое количество исторических фотографий с биографией защитников Воронежа, документов о подразделениях 60-й армии, защищавших территорию современного Коминтерновского районов, где через 75 лет построили нашу школу, фрагментов оружия времён войны. Есть в коллекции военная форма лётчика-штурмовика дважды Героя Советского Союза Григория Мыльникова, который до войны работал на заводе СК-2 и учился в аэроклубе, военный китель воронежского краеведа Евгения Владимирова, печатная машинка журналиста и писателя Льва Суслова, планшет первого историка битвы за Воронеж Александра Гринько.

В сводках и донесениях Совинформбюро сражения в границах нынешнего Коминтерновского района именовались «боями на северо-западе Воронежа». Тогда здесь не было домов, а лишь овраги и рощи. Так мы и назвали наш музей «1942-1943... На северо-западе Воронежа...».

Каждая история уникальна

— Какие интересные факты о защитниках нашего города вам удалось найти?

   
   

— Каждая история интересна и удивительна. Например, многие знают подвиг танкиста Зиновия Колобанова, который уничтожил из засады 24 вражеских танка. Но мало кто знает, что в Воронеже в ночь с 7 на 8 июля танковый экипаж Александа Зефирова в одном бою уничтожил 26 танков и вышел победителем. Дело было так: 181-ая танковая бригада трое суток находилась в окружении, и командир бригады полковник Коновалов приказал лейтенанту Зефирову доставить донесение на своём «Т-34» в штаб корпуса. Танкисты прорвались из окружения, но на пути встретили колонну немецких танков. Они открыли огонь. Снаряды поджигали немецкие танки один за другим — всего было уничтожено 26 танков. Танк Зефирова фашисты подбили, но он вынес из боя раненого танкиста и пешком доставил донесение. Но, к сожалению, 26 июля Александр Зефирова погиб в роще Фигурной, которая располагается между современными улицами Антоново-Овсеенко и Кати Зеленко. За этот подвиг он и механик-водитель Филипп Скуратов не были представлены к званию Героя Советского Союза, но их наградили орденами Ленина.

Самолёт с элементами обшивки бомбардировщика Алексея Небольсина - удивительный экспонат. Фото: Из архива/ Валентин Котюх

— А как пришла идея мемориала «Авиаторам — защитникам Воронежского неба»?

— Узнав о нашем музее, поисковики Евгений Латарцев и Валерий Чернышов передали нам в дар винт от самолёта ТБ-3, который разбился в Великую Отечественную войну на Кольском полуострове. Участники школьного клуба «Следопыт» ухватились за эту тему. Ученица старших классов Ульяна Дубровина предложила найти лётчиков, погибших за Воронеж. Выяснилось, что за наш город погибло более 125 лётчиков. Имена большинства из них не увековечены. Собирали информацию по крупицам, особое внимание уделяли документам, подтверждающих подвиг и гибель героя.

Следопыты выяснили, что 10 ноября 1941 года жители города простились с командиром эскадрильи 17-го истребительного полка Николаем Фоминым, который доставляя донесение, разбился при посадке самолета ЛАГГ-3 на аэродром в районе Старого Оскола. Нам удалось восстановить биографию лётчика и то, что 6 ноября 1941 года отважный сокол был награжден орденом Ленина, а спустя четыре дня его не стало.

15 ноября 1941-го, возвращаясь с боевого задания, погибла младший лейтенант Клавдия Суслик. Это первая из двух женщин-летчиков, погибших за Воронеж. Вторая — Раиса Беляева. Бомбардировщик СУ-2 Клавдии Суслик был поврежден фашистами. При заходе на посадку не выбрасывалось шасси. Самолёт она посадила на фюзеляж, но он, ударившись о землю, загорелся. От аварии заклинило «фонарь» кабины, и она не смогла выбраться из горящего самолёта. Подбежавшие на помощь солдаты, спасли только тяжелораненого штурмана Семерного. Отважная летчица и капитан Фомин похоронены на Коминтерновском кладбище, но их могилы стёрла война.

Когда список героев был готов, возникла идея сделать мемориал. Школьники участвовали в написании стихов, с учителями труда делали эскизы. На мемориале выбили 110 фамилий. К 76-й годовщине Победы при поддержке нашего директора издали первую книгу памяти. Она называется «Воронеж. Небо в огне. Авиаторы — защитники Воронежского неба».

Восстановили истребитель

— Знаю, вы подробно изучали материалы о нашем земляке-лётчике Алексее Небольсине. Расскажите об этом подробнее.

— Согласно архивным данным, 10 июля 1941 года звено И-16 2-й эскадрильи 145-го истребильного авиационного полка вылетело на штурмовку автоколонны противника в район залива Большая Западная Лица. На И-16 с номером 1721124 летел командир звена, лейтенант Алексей Небольсин, уроженец села Горенские Выселки Новоусманского района, на двух других таких же «ишачках» — старшие лейтенанты Пискарёв и Позднышев. В один из очередных заходов осколок вражеского снаряда повредил мотор машины Небольсина. Самолёт загорелся, стал терять высоту. В этот критический момент лётчик мог воспользоваться парашютом, что означало неминуемый плен. Но Алексей принял другое решение. Боевые товарищи видели, как Небольсин направил горящий самолёт на цель и в крутом пикировании врезался в автоцистерну с горючим, взорвав её и совершив первый огненный таран на Крайнем Севере. Но за повторение подвига Гастелло он не был отмечен высшей наградой.

Но доказательства тому есть. В 2000 году примерно в одном километре северо-восточнее нынешней автодороги Мурманск-Печенга поисковики обнаружили место падения самолёта И-16. На нескольких уцелевших фрагментах обшивки самолёта выштампован один и тот же № 1721124.Согласно данным, И-16 с указанными номерами планера и двигателя входил в состав 145-го истребительного авиаполка ВВС 14-ой армии и был потерян 10 июля 1941 года. Вместе с обломками самолёта на земле лежали обгоревшие фрагменты немецкой автомашины — вещественные доказательства подвига нашего пилота.

Более того, следопыты вместе с председателем ветеранской организации Дальней авиации Александром Стрельцовым нашли полк Небольсина, который сейчас сражается на СВО — это 31-й гвардейский «Никопольский» Краснознамённый ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк имени Героя Советского Союза Николая Глазова. В присланном нам историческом формуляре подтверждается подвиг нашего земляка. Среди Героев Советского Союза прославленного полка его имя стоит первым. За короткое время до гибели Небольсин произвёл 23 боевых вылета, восемь воздушных боёв, в которых сбил в группе с товарищами три самолёта противника.

Значительную помощь в создании памятника оказал поисковик Валерий Чернышов. Фото: Из архива/ Валентин Котюх

— Как вы считаете, почему же ему не дали звание Героя Советского Союза?

— Возможно, повлияла смена командира полка либо посчитали, что его уже представили к званию. Но представление к ордену Красного Знамени было подписано командиром авиационной дивизии полковником Туркель 8 июля 1941 года, то есть за два дня до совершения подвига.

Первыми ходатайствовали о награждении Алексея Небольсина пионеры Килпъяврской школы Мурманской области и совет ветеранов полка, где находился 19-ый гвардейский истребительный полк. На их запрос начальник архивохранилища Центрального архива Министерства обороны Кореняк сообщал, что согласно указу ВС СССР от 22 июля 1941 лейтенант Небольсин награждён лишь орденом «Красное Знамя». Затем — мы, но пока тоже безуспешно. Отмечу, что присвоении звания Героя Алексею Захаровичу — это мечта уже нескольких поколений россиян в нашей стране. Это пример живущим и воюющим летчикам...

В 2018 году руководитель поисковой группы «Икар» Валерий Чернышов передал в музей-диораму двигатель самолёта нашего земляка Алексея Небольсина, а нам достались фрагменты обшивки этого легендарного самолёта. Ребята загорелись идеей восстановить этот самолёт. Деньги выделил воронежский меценат Аркадий Пономарёв. И 2 сентября 2022 года на территории нашей школы открылся музей «Самолёт-герой» в виде истребителя И-16 в реальных размерах — шесть на девять метров — с элементами самолёта Небольсина.

— Как вы считаете, насколько важно для школьников вовлечение в патриотическую работу, наличие в школе школьного музея и обелисков памяти?

— Говорят, новая война начинается тогда, когда выросшее под мирным небом поколение забывает о предыдущей. Поэтому все мы должны помнить о трагедии, унесшей десятки миллионов жизней, делать все возможное, чтобы она не повторилась. Стараемся устраивать экскурсии в музей для всех классов, думаю, это формирует у молодежи не только интерес к истории Родины, но и чувство ответственности за будущее страны.