Время изменилось, тенденции образования тоже. Современных детей не загонишь насильно в музыкальную школу, однако они туда всё равно идут, и с большим интересом. Изменилась ли музыкальная Alma Mater? Об этом в День учителя, 5 октября, рассказала педагог Детской школы искусств № 11 Людмила Сердюкова.
«Я хочу играть на флейте!»
Ангелина Оболнская, «АиФ-Воронж»: Людмила Васильевна, современных детей сложно заставить что-либо делать, в том числе учиться. Как они приходят в музыкальную школу?
Мы определяем, есть ли слух, какова музыкальная память, чувство ритма. Я хочу сказать, что большое количество детей имеет неплохие музыкальные данные. Чем раньше ребёнок попадает в музыкальную школу, тем лучше. Он начинает привыкать к атмосфере и занятиям. Ведь музыка – непростой вид деятельности, и когда ребёнок привыкает с ранних лет к тому, что ему нужно прорабатывать гаммы дома, учить задание по сольфеджио, он остаётся в музыке и доучивается до конца. 90% наших учеников получают диплом о музыкальном образовании.
– Какая цель у детей? Зачем они приходят в музыкальную школу?
– По телевизору идёт большое количество музыкальных программ. С раннего возраста дети начинают копировать эти шоу. Примерно половина из них приходит со словами: «Я хочу петь!» – наверняка как в шоу «Голос». Поэтому у нас есть вокальное отделение, хоровое пение. Есть те, кто, напротив, изъявляет желание играть, причём не на самых популярных инструментах. Однажды приходит шестилетний ребёнок и заявляет: «Я хочу играть на флейте!» Интересно, откуда у него взялось это желание?
Кто-то из известных философов говорил, что наше поколение – последнее. Молодёжь неразумная, мир рушится, потому что дальше его развивать некому. Хочу сказать, что за более 20 лет работы педагогом я поняла: у нас хорошее поколение, отличные дети.
– У современных детей есть запрос на обучение народному пению или игре на старинных инструментах: домре, балалайке?
– Наше учебное заведение обладает хорошими традициями и имиджем инструментальной школы. Но запрос времени диктует создание хореографических классов, художественно-изобразительной студии, драматических кружков. Мы вынуждены открыть эти отделения. Хотя изначально наша школа была только инструментальной. Несмотря на все новомодные отделения, в нашей школе есть все инструменты и полный набор народных, за исключением разве что гуслей.
Большой спрос на духовые инструменты, у нас один из лучших в городе духовых оркестров и три руководителя, один из которых – полковник военно-оркестровой службы Москвы.
Из-за того, что в штате сильные преподаватели, многие дети ездят из других районов. Причём учатся целыми поколениями – приводят детей и внуков.
«О середнячках не надо забывать»
– Те, кто учился в школе лет 20 назад, наверняка помнят, как преподаватель бил по рукам линейкой, ставил осанку. Как изменились методики?
– Многие ученики бегут на занятия в музыкальную школу, потому что им преподаватель стал ближе родителей. У нас есть дети из неблагополучных семей, в которых невозможно найти общий язык. Сюда же такие дети прибегают с горящими глазами и желанием заниматься. В первую очередь, это индивидуальный подход – здесь ученик с преподавателем и инструментом взаимодействуют один на один. Я не могу сказать, что раньше был более авторитарный подход, всё зависит от педагога. Но учитель музыки – это человек определённой душевной организации. Времена, когда били по рукам за ошибки, давно прошли.
У всех детей свой психологический климат: кто-то активный, кто-то пассивный, экстраверт или интроверт. Педагог, имея задачу научить играть на инструменте, подбирает свою методику.
Требования к детям возросли, потому что реализуется предпрофессиональная подготовка. Если раньше у нас была общеразвивающая программа, то сейчас она больше ориентирована на одарённых детей. Безусловно, требования к ребёнку стали намного выше, но и педагоги, в свою очередь, постоянно учатся, повышают квалификацию, познают новые методики.
– Вы считаете современное образование, в том числе дополнительное, совершенным с точки зрения государственной политики?
– Мне не хотелось бы сокращения или оптимизации детских школ искусств, хотя такая тенденция присутствует. С одной стороны, будет более жёсткий отбор, и мы придём к тому, что на учёбу будут брать исключительно одарённых детей. Вместе с тем мне жаль тех, кто не пройдёт конкурсный отбор. Ведь не у всех есть врождённая музыкальная грамотность, к тому же распознать талант на первом этапе не всегда возможно – они приходят совершенно равными, а потом кто-то неожиданно выстреливает. Да и о середнячках не надо забывать, ребёнку необходимо комплексное гармоничное развитие. Особенно это важно в век информатизации, когда не хватает общения.
«Цифровые» дети
– Как сложилось будущее выпускников вашей школы?
– Многие из них связали свою жизнь с музыкой – отправились учиться в Москву и Санкт-Петербург, кто-то уехал за границу. Высокий процент выпускников стали достаточно известными людьми в этой профессии. Порядка 100 учеников ежегодно становятся лауреатами различных конкурсов.
– Как вы оцениваете общий культурный уровень детей?
– Дети стал «цифровыми», им явно не хватает общения. К тому же бывают семьи, где родителям не до воспитания. Но вообще, сколько хожу по музыкальной школе, общаюсь с детьми, мне комфортно. Они все вежливые. Наверное, их хорошо научили этому в общеобразовательной школе – я не слышу грубых слов и ненормативной лексики. Дети во все времена были хорошими. У поколения 1980-х, например, больше идеологического воспитания и дисциплины. Сейчас ребёнок всё делает по собственной инициативе.
– Что для вас, как для педагога, самое главное?
– Главное, чтобы ребёнок научился понимать и любить музыку. Воспитание души и сердца. Музыка развивает, делает человека добрее.