Всплеска разводов нет. Как пандемия отразилась на воронежских семьях

Все записи актов гражданского состояния, зарегистрированные в Воронежской области с 1926 года, региональное управление ЗАГС перевело в цифровой формат. Это значит, что теперь можно получить дубликаты документов этого ведомства за считанные минуты.

   
   

О проблемах конвертации актовых записей, количестве разводов и браков, а также падении рождаемости в этом году, рассказала руководитель управления ЗАГС Марина Севергина.

Всё стало быстро

В единый реестр народонаселения внесены все 9 млн 27 тысяч актовых записей, сделанных в Воронежской области с 1926 года. Работа, занявшая три года, проходила в основном по госконтрактам, актуализацией информации занимались более 150 сотрудников органов ЗАГС региона.

«Оцифровку и конвертацию проводили вручную, все акты привели к единообразию, - рассказывает Марина Севергина. - На протяжении ста лет форма актовых записей постоянно менялась, а в 2018 году были разработаны единые требования для реестра. Кроме того, более 600 тыс. актовых записей, которые были утрачены во время войны и эвакуации (архив ЗАГС в 40-е годы находился в Воскресенском храме на Оржоникидзе, куда упала одна из первых бомб – ред.), были восстановлены по судебным решениям или по сохранившимся документам. Некоторые записи в 20-30-х годах были сделаны на украинском языке – тогда разрешали записывать документы на родном языке, а часть актов – на латинице. Видимо, так делалось, чтобы снивелировать национальные обычаи. Приходилось расшифровывать. Поэтому, бывало, к работе над одним документом привлекались несколько сотрудников: мы не могли передать все персональные данные одному человеку, их не знал ни один оператор».

Кроме того, воронежские ЗАГСы с 2017 года работают по принципу экстерриториальности. Благодаря этому, например, повторное свидетельство о рождении или свидетельство о браке, выданное в Воронежской области в последние годы, сейчас можно получить в любом регионе России буквально в течение часа. А со следующего года у всех госорганов будет доступ ко всей необходимой информации ЗАГС, что ещё больше упростит работу. Уже в этом году для семей, получавших пособия на детей, было применено такое новшество. И деньги семьи получали в кротчайшие сроки.

Хотим торжественно

Несмотря на самоизоляцию, бум разводов в Воронежской области не случился. За 11 месяцев нынешнего года развелось 8571 пар, а в прошлом году– 9306. А вот рождение детей снова сократилось, но, по мнению работников ЗАГСов, это не связано с пандемией.

   
   

«Точно сказать, как кризисная ситуация отразилась на рождаемости, можно будет только через год, - считает Марина Алексеевна. – Пока прогнозы на дальнейшее снижение. Дело в том, что в этом году было зарегистрировано меньше браков, чем в прошлом. Так, в 2019-м поженились 14 943 пары, а в этом – 11 319. Со всей ответственностью могу сказать: если зарегистрированных браков стало меньше, то и увеличение рождаемости ждать не придётся. По нашим многолетним наблюдениям, в гражданских браках рождается гораздо меньше детей, чем в официальных».

По статистике регионального управления ЗАГС, средний возраст матери, родившей первенца, в этом году снова увеличился и сейчас составляет 26,6 лет. А средний возраст воронежских женщин, родивших третьего ребёнка, уже лет десять остаётся неизменным – это 30-35 лет.

Как отмечает глава управления ЗАГС, несмотря на ограничения при регистрации  браков – вход в зал не более восьми человек, социальная дистанция и маски – многие пары выбирали в этом году именно торжественные церемонии. А ещё в тяжёлый, полный переживаний и тревог год ни в один из ЗАГСов региона не поступило ни одной жалобы.

Все браки – по любви

Марина Севергина рассказала, что за всю её практику только три брака в Воронежской области были признаны фиктивными. И в каждом случае – по заявлению жены. Первая история произошла ещё в советское время, когда молодых регистрировали сельсоветы. Однажды к секретарю сельского совета пришли родители юноши и девушки, которые дружили с детства, а сейчас учились в Москве. Матери и отцы попросили зарегистрировать брак детей – мол, они уже вместе живут, зачем тащить ребят из столицы. Секретарь и зарегистрировала брак, а родители расписались за молодожёнов. Как оказалось, брак нужен был для прописки молодого человека. Но в последний момент девушка отказалась прописывать «мужа» у себя. Суд провёл почерковедческую экспертизу и признал брак фиктивным.

Другой, современный случай: женщина несколько раз выходила замуж и разводилась – так зарабатывала на оформлении документов мигрантам. Однажды в паспортном столе она проговорилась, что её последний брак – фикция. И суд признал этот союз недействительным.