Интересные данные опубликовал Воронежстат: оказывается, одной из причин, глобально повлиявших на современное снижение рождаемости, стала ни много ни мало – Великая Отечественная война.
Сначала мы не досчитались детей «детей войны», потом внуков «детей войны». А сейчас не досчитываемся их правнуков. Вот что по этому поводу говорит статистика.
Мы – эхо
В довоенные годы численность населения нашего региона составляла около 2,7 млн человек. Война унесла огромное количество жизней, преимущественно молодых мужчин, и нарушила нормальное соотношение полов на многие десятилетия вперёд.
«Впервые демографическое эхо Великой Отечественной войны зафиксировала перепись населения 1959 года – 40-летних жителей РСФСР, поколение молодых ветеранов, оказалось почти вдвое меньше 30-летних, – комментирует заведующая научной лабораторией «Количественные методы исследования регионального развития» РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Егорова. – И если соотношение мужчин и женщин в возрасте 30 лет было почти одинаковым, то мужчин 35–60 лет было практически вдвое меньше, чем женщин».
По данным той же переписи, численность населения Воронежской области сократилась до 2,37 млн человек, в том числе 1,025 млн мужчин и 1,344 млн женщин. Половые диспропорции особенно увеличились в старших поколениях: если в 1939 году численность женщин старше 50 лет в 1,5 раза превышала численность мужчин, то в 1959 году – уже в два раза.
Особый интерес представлял возраст населения, т. к. он тоже является отражением происходящих в стране исторических событий. Так вот, сопоставление переписей 1939 и 1959 годов показывает, что доля воронежцев в возрасте до 19 лет сократилась на 11 процентных пунктов, доля 20–29-летних уменьшилась незначительно – на 0,4 процентного пункта, так как по своему возрасту они не могли принимать активного участия в войне. А доля 30–39-летних снизилась по сравнению с 1939 годом на 1,5 процентного пункта.
Все перечисленные изменения повлияли на рождаемость. Если в 1939 году семьи из пяти и более человек составляли 38,5% от общего количества семей, то в 1959 году – уже 23,4 процента.
Дальше – меньше
Низкая рождаемость в годы войны и в первые послевоенные годы привела к немногочисленному поколению 40-х годов и тому, что в 1960-е годы образовалась так называемая «демографическая яма», в которой оказались «дети детей войны».
«Если до этого в России рождаемость составляла 26,9%, то уже в 1960-е годы она упала до 23,2%. В 1970-е годы тенденцию укрепил переход от традиционной многодетной семьи к более современной, малодетной», – продолжает Елена Егорова.
Лишь в 1980-е годы ситуация немного размылась, но тут в стране начались другие негативные события – развал СССР, экономические сложности начала 1990-х, страх перед будущим, после чего опять последовал демографический провал.
Сейчас в составе трудоспособного населения области преобладает старшее поколение – рождённых в конце 1960-х – начале 1970-х годов, и людей средних возрастов, рождённых в 1980-х годах. Молодого трудоспособного населения очень мало – судя по последней демографической пирамиде (на 1 января 2020 года), число 20-летних воронежцев почти в два раза меньше, чем число 35-летних. И для экономики области это крайне негативный момент, ведь в эпоху быстро меняющихся технологий нужны молодые, энергичные кадры, быстро перестраивающиеся под современные запросы.
Демографическую ситуацию власти стараются сглаживать мерами поддержки молодых и многодетных семей. Но есть закономерность: провалы в численности населения, связанные с Великой Отечественной войной, повторяются в разных поколениях каждые 25–30 лет.
«Схожий с современным был провал в возрасте 50–55 лет и 75–78 лет, – утверждает Елена Алексеевна. – В 1989 году 20-летних аналогично было почти вдвое меньше, чем 30–35-летних. Очевидно, сегодня мы получили третий отголосок войны — очередное заметное снижение числа 20-летних россиян. И подобные демографические ямы могут повторяться циклами ещё не одно десятилетие».