Новая эпоха. Как гаджеты помогают школьнику в учебе

Сегодня сложно представить себе школьника без гаджета. У каждого второго ребенка, идущего на уроки, в руке непременно будет смартфон. 92% учеников начальной школы имеют какой-нибудь гаджет, а каждый третий младшеклассник сидит в социальных сетях, к такому выводу пришли ученые факультета психологии МГУ. С возрастом этот показатель увеличивается: интернетом охвачены все школьники, и у каждого есть по несколько электронных устройств. Удивляться нечему: сегодняшние школьники – это дети XXI века, которые родились в эпоху компьютерных технологий, и для них интернет – естественная среда обитания.

   
   

По данным компании МТС, при подготовке к новому учебному году воронежские родители предпочли не экономить на гаджетах для детей и покупали надежные устройства от известных брендов. В августе чаще всего воронежцы приобретали смартфоны в ценовой категории 15-20 тысяч рублей. При этом главными требованиями к смартфону для подростка стало наличие двух или даже трех камер, большой объем памяти и громкий динамик. А незаменимым гаджетом для младших школьников стали смарт-часы с обязательной функцией тревожной кнопки или GPS-трекер. В среднем такой гаджет обойдется в 1,8-3 тысячи рублей.

Люди старшего поколения, конечно, сетуют, мол, гаджеты мешает школьнику качественно осваивать предметы, отбивают нужду запоминать информацию, да и попросту отвлекают от учебы. На что сторонники использования новых технологий заявляют: «А кто не отвлекался от уроков?» Выпускники поколения «нулевых» помнят первые тамагочи и портативные приставки, а еще более старшее поколение – «Морской бой» за последней партой.

Необходимость гаджетов во время учебного процесса – спорный вопрос последних лет. Однако к консенсусу ни родители, ни учителя, ни психологи так и не пришли. Тем не менее попробуем разобраться, чем же гаджет помогает современному школьнику.

Связь с родителями

Наверняка наблюдали картину, как первоклассник, вышедший из школы, стоит растерянный, чуть не плачет, не знает, что делать. Оказывается, мама должна была его встретить, а её нет, и нет телефона, по которому можно было бы с ней связаться. И что делать в такой ситуации? А если бы у ребенка, в рюкзаке лежал даже простенький смартфон, такой проблемы не возникло бы.

Смартфоны в школах, особенно у учеников младших классов, нужны не столько детям, сколько их родителям – для спокойствия. Это подтвердил опрос ВЦИОМ, который показал: 55% россиян не готовы к тому, чтобы их ребенок оставался в школе без связи. Психологи, в свою очередь, рекомендуют родителям не донимать детей лишней опекой и не «написывать» бесчисленные сообщения на переменах. Вместо онлайн-контроля показывать пример хорошей самоорганизации. Тем более сегодня есть более щадящие способы узнать ответ на главный родительский вопрос «Ты где?». У операторов связи есть специальные сервисы, которые помогают мгновенно определять местонахождение маленького владельца телефона. Например, приложение «МТС Поиск» помогает родителям всегда точно знать, где находится ребенок, сколько денег у него на счету, какой заряд батареи, а при необходимости даже получать информацию, кто звонил или писал SMS на телефон младшего члена семьи. Первые две недели приложение можно использовать бесплатно, чтобы определиться с наиболее удобным вариантом его использования.

   
   

Всегда с книгой

Помните, как вы приходили в библиотеку за нужной книгой, а ее не оказывалось в наличии? Тогда приходилось ехать в библиотеку на другой конец города или торопить подружку дочитать скорее. А что делать, когда школа не в состоянии закупить комплекты учебников на всех? Тогда их либо выдают на двоих, либо самим родителям приходится докупать недостающие пособия. У современных школьников такой проблемы нет. Все книги можно легко скачать на планшет, смартфон или электронный носитель. При этом можно выбрать удобный размер шрифта или делать пометки на полях, не боясь замечаний библиотекаря.

Стало легче

Что и говорить, но ранец школьника, использующего планшет, существенно «похудел». Уже не нужно тащить в школу неподъемные сумки с учебниками. Как ни крути, но с появлением гаджетов учеба ребенка стала легче во всех смыслах. Спина за такое новшество точно скажет: «Спасибо».

Доступность информации

Вокруг этого тезиса ходят самые яростные споры. С одной стороны, у школьников есть неограниченный доступ ко всей мировой информации, с другой – кто проверяет, какой контент поглощает ребенок в интернете.

Если говорить про старшую школу, то без смартфона или ноутбука сейчас никуда, так как гаджет поможет посчитать сложную задачу, либо найти нужную информацию в кратчайшие сроки. В то же время дети, разбалованные доступностью информации, совсем перестали запоминать. Легкодоступные знания формируют привычку избегать трудностей – в любой момент все можно найти на экране гаджета.

Впрочем, эксперты успокаивают: реальные знания школьников от гаджетов не страдают. По данным исследования ученых МГУ, 30% российских школьников используют гаджеты только для поиска полезной информации, а 14% – заходят на образовательные порталы. А это, поверьте, оптимистичные данные.

Наглядность информации

Вспомните, как мы в детстве радовались, когда в книжке находилась картинка. Раздолье современным школьникам – презентации с иллюстрациями. Они разбавляют канву урока картинами и наглядными пособиями. Те же самые презентации можно просматривать на экране гаджета – отличное дополнение к основной программе.

Полезное хранилище

Некоторые учителя позволяют пользоваться смартфонами на уроках для фиксирования информации. Например, слайды презентации удобнее сфотографировать, чем переписывать в тетрадь. Часто учителя старших классов используют эксклюзивные учебные пособия или статьи, изданные в единственном экземпляре – такие книги бывает не найти даже на просторах интернета. Единственный выход ­– фиксирование на камеру смартфона.

Говорить о том, что гаджеты нужно убрать из школы равносильно тому, что забрать у хозяйки стиральную машину или микроволновую печь. Ведь образование должно идти в ногу со временем, иначе оно устаревает, считают психологи.