«Все радовались весне». За что воронежцы любили Первомай

Фото Алексея Гусева / АиФ

В этом году 1 мая из-за неблагоприятной эпидобстановки, пожалуй, впервые за многолетнюю историю праздника проходит без традиционного массового шествия. Но это не значит, что праздник отменяется. Тем более что у него юбилей. Ровно 130 лет назад в Российской империи впервые отметили День международной солидарности трудящихся – в Варшаве прошла стачка 10 тысяч рабочих. Что значит для нас Первомай и осталась ли эта дата праздником, «АиФ-Воронеж» спросили у людей с разными точками зрения.

   
   

После шествия – на природу

Краевед и издатель Владимир Елецких:

«В Воронеже демонстранты обычно собирались с раннего утра у ликёроводочного завода на Кольцовской. Там трудящиеся группировались по заводам и фабрикам. Каждое крупное предприятие готовило плакаты, транспаранты и портреты руководителей страны и партии. Предприятия поменьше ограничивались флагами. Демонстранты, показывая своё рабоче-крестьянское единство, с улицы Кольцовской сворачивали на Плехановскую и выходили на площадь им. Ленина, где их приветствовало с трибун руководство партии, затем шли к ВГУ. Длилось мероприятие в общей сложности часов пять-шесть. От ВГУ разбредались кто куда – дальше праздновать. Многие уходили вниз к реке, к Северному мосту, и там продолжалось веселье.

Кстати, традиция отмечать маёвки пикником зародилось ещё в дореволюционной России. Воронежцы, например, любили собираться в Брикманском саду и на берегу реки Воронеж.

В целом горожане любили Первомай, это был один из главных праздников, хотя многие шли на демонстрации из-под палки, на предприятиях заставляли участвовать в них. Сам я ни разу не участвовал в шествии, не нравилось. Единственный раз, году в 1975-м, на работе мне всучили приглашение на трибуну. Помню: опоздал, добирался издалека, а подходы к площади были огорожены тяжёлыми грузовиками. Меня кое-как пропустили. В первых рядах трибуны стояли руководители обкома, райисполкома, а справа и слева – обычные трудящиеся, пришедшие по пригласительным билетам. С трибуны кричали: «Приветствуем воронежских строителей! Ура!.. Привет заводчанам, они выполнили план на 100%... В этой колонне идёт Герой Социалистического Труда, боевой офицер, который брал Берлин...» Иногда в колонне проезжали машины и грузовики, украшенные заводскими станками и макетами самолётов. Через пару часов мне надоело слушать однообразные приветствия из громкоговорителя, я кое-как вырвался из оцепления и больше не ходил на подобные мероприятия.

Конечно, я состоял в профсоюзной организации. Льгот и привилегий особых не было. Случалось, что членам профсоюза по очереди давали путёвки в санаторий, но не бесплатно, а за 30% стоимости. А ещё, если состоял в профсоюзе, можно было, например, раз в три года выписать лыжи с ботинками».

   
   

Работник превратился в винтик

Председатель координационного совета профцентра «Конфедерация свободного труда» Андрей Рашевский:

«Для меня, конечно, это давно уже не праздник. Это праздник официальных ФНПРовских профсоюзов, они на него претендуют, и я не собираюсь с ними спорить по этому поводу. Первомай стал неискренним, потому что человек труда сейчас никому не нужен. Он превратился в винтик, который в любой момент могут заменить или выбросить. С принятием нового Трудового кодекса у нас не стало трудового права. Сейчас работник абсолютно не защищён. Работодатель может выставить его за ворота в любое время.

Кроме того, новый трудовой кодекс лишил свободные проф­союзы права на общение с руководством: если профсоюз насчитывает меньше 50% сотрудников, работодатель имеет право не вступать с ним в переговоры. А тогда какой толк от этого объединения? Очень незначительный.

Да, у нас есть активный свободный профсоюз в КБХА. Но каждый раз чего-то добиться очень трудно. Нужно вести переписку длиной в год, а то и больше, с привлечением всех структур. Этот профсоюз часто добивался успеха, но таких мало, да и поддержки людей нет. Все хотят, чтобы за них кто-то решал их проблемы. Готовность отстаивать свои права встречается всё реже и реже. Отсюда и все наши неприятности в экономике – она не может нормально развиваться, когда человек труда не заинтересован в результатах своего труда.

Люди не знают своих прав. У нас ведь нет никакого правового просвещения – и это целенаправленная политика. Да и на демонстрации сейчас выходят не от души и сердца, а потому, что заставляют. Давно нет ни радости, ни порыва...»

Сильны единством

Народная артистка России Екатерина Молодцова:

«За что любили Первомай? Мне кажется, все радовались весне. Ведь в это время появлялась первая зелень, цвели сады, начинались садово-огородные работы, в человеке пробуждалось желание творить. Это праздник созидания, мысли, что жить хорошо, трудиться хорошо, улыбаться хорошо.

Когда я училась в школе, мы к этому дню готовили новые патриотические песни, и 1 Мая всей семьёй – а в нашей многодетной семье было 13 детей – наряжались и шли на праздник, куда приходило всё наше село. На демонстрацию собирались ответственные люди, элита трудового народа. Солидарность трудящихся объединяла всех.

Я и сама участвовала в праздниках. Воронежский народный хор, где я отработала 27 лет, всегда был на передовой. Мы исполняли прекрасные песни, которые воодушевляли, воспевали людей труда. Да и сейчас, выйдя на пенсию, я участвую в демонстрациях. Я состою в партии, и ежегодно на шествиях мы идём в первых рядах. Часто беру с собой внуков. Радуюсь, что собирается много молодёжи – она сейчас очень активная, энергичная, любит своё Отечество. Считаю, что и дальше нужно отмечать Первомай. На праздник приходят люди с открытой душой, они показывают своё единство и как бы заявляют: вместе мы сильнее! И вообще, лучше сказать словами из песни: «Россию любите, как мать берегите, единством Россия сильна».