Возвращаться некуда. Переселенцев в Воронеже стали размещать по квартирам

В пунктах временного размещения (ПВР) на данный момент проживает более 2,5 тысяч человек, вынужденных покинуть свои дома из-за регулярных обстрелов со стороны ВСУ.

   
   

Многие люди уже два года живут в гостиницах. Всё это – не очень удобно и с бытовой, и с материальной точки зрения.

«Возникла такая проблема, что граждане не могут вести свой быт нормально в пределах одной комнаты – детям нужно учиться, людям нужно работать, - комментирует ситуацию замруководителя управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Воронежа Юлия Галкина. – К тому же оплачивать гостиничные номера для бюджета дороже, чем для целой семьи арендовать отдельную квартиру». 

Дом, милый дом

Вынужденных переселенцев в основном из Донбасса Воронежская область начала принимать с февраля 2022 года. Не так давно к нам стали приезжать и белгородцы, чьи жизни тоже оказались под угрозой.

В прошлом году вышло постановление о том, что граждане могут сдавать свою жилплощадь под ПВР для вынужденных переселенцев. И вот, в течение последнего года власти региона разрабатывали механизмы, чтобы обеспечить прибывшие семьи арендованными квартирами.

Важно, что кроме большего комфорта такое решение позволяет сэкономить средства региона и освободить гостиницы, детские лагеря и соцучреждения, которые смогут вернуться к своей основной работе, а воронежцы, предоставившие под ПВР свою жилплощадь, - неплохо на этом  заработать.

Да, аренда квартир подразумевает определённые требования. Учитывается всё – от состояния и мебели до наличия необходимых для проживания вещей: бытовой техники,  посуды и даже постельного белья. Стоимость аренды на каждую квартиру устанавливается после отчёта об оценке, которую собственник может заказать у эксперта по своему выбору.

   
   

«Мы выработали подход: сначала предварительно выезжаем на квартиру, чтобы понять, подходит ли она под требования для организации ПВР, - поясняет руководитель управления жилищных отношений Олег Зацепин. – И если подходит, то владельцы собирают документы, проводят страхование квартиры и оценку стоимости аренды, чтобы включить жилплощадь в проект. На данный момент в работе находятся 60 заявок от воронежцев, которые хотят предоставить своё жилье в качестве ПВР. Стоимость аренды, которую предлагает муниципалитет, соответствует рыночной. В неё включены дополнительные расходы на те же страхование и оценку, а ещё платежи за коммунальные услуги, потому что их тоже оплачивает собственник.

В Центральном районе предельная максимальная стоимость на однокомнатную квартиру сейчас доходит до 40 тыс. рублей в месяц, двухкомнатную – до 60 тысяч рублей, трехкомнатную – до 75 тысяч рублей. Конечно же, многое зависит от местоположения, ремонта и оснащения квартиры».

Пришлось всё бросить

В начале апреля первая семья уже переехала в отдельное жильё. Татьяна Блашко прибыла в Воронеж со взрослой дочерью в 2022 году. Из родного города Попасная в ЛНР пришлось буквально убегать: горели дома, ежедневно гремели взрывы. Через три месяца после отъезда женщины узнали, что их дома не стало, и возвращаться им больше некуда. В Воронеже с момента приезда они жили в гостинице, а теперь, спустя два полных года, смогли обрести настоящий, пусть и временный, дом.

Татьяна рассказывает, что такое решение было просто необходимо, ведь из-за частых командировок дочь, по условиям предоставления ПВР, не могла оставаться в гостинице.

«Моя дочь работает проводником и часто отсутствует, приезжает на три дня, а потом снова уезжает в рейс. Поэтому из гостиницы её выселили, какое-то время ей пришлось скитаться по квартирам и жить то у коллеги, то у брата. Затем нам предложили в качестве альтернативного варианта съехать на квартиру. Это решило проблему. Конечно, пришлось докупать некоторую мебель, чтобы обустроиться, но главное, что мы теперь сами себе хозяева», – радуетсяТатьяна. 

Карты на питание

При размещении переселенцев по квартирам возник другой важный вопрос: как обеспечить питание, как того требует норматив? Для этого разработали сервис «социальный процессинг»: переселенец, переехавший в квартиру, по заявлению получает банковскую карту, на которую начисляются средства для покупки продуктов. Воспользоваться этой картой можно в торговых сетях: покупки автоматически ограничиваются утверждённым перечнем, в который входят исключительно продукты питания.

В сутки каждый переселенец может совершить покупку на 415 рублей. Сумма не случайная – именно столько выделяют на питание переселенцев из федерального бюджета. Снять или обналичить средства не получится.

«Это был новый клиентский путь, нужно было проработать интеграцию и решить ряд нормативных вопросов, – говорит представитель ПАО «Сбербанк» Елена Гребенчикова. – Сейчас процесс выглядит следующим образом: на карте числится виртуальная сумма, выделенная из бюджета. При расчёте система отслеживает лимит и то, сколько уже было потрачено, не допускает излишней оплаты, а торговая сеть через некоторое время получает возмещение за эти покупки».  

При этом приобрести какие-то непродовольственные товары – скажем, памперсы для детей или корм для животных, эта карта не позволяет. Представители власти утверждают, что предоставить подобную продукцию могут в пунктах приёма гуманитарной помощи.

«Спецоперация продолжается, и жители не сразу смогут вернуться в свои дома даже после её окончания, потому что у многих жильё разрушено, возвращаться некуда. Практически год мы работаем с этим проектом, он достаточно сложный. Мы постарались учесть все барьеры, которые мешают хозяевам квартир сдавать свое жильё переселенцам, и нивелировать их.

При этом хочу подчеркнуть – наша задача не только на постоянной основе предоставлять безвозмездную помощь по питанию и проживанию, но и полностью социализировать приехавших людей. По возможности. мы оказываем полное содействие в их трудоустройстве», - отметила замглавы администрации Воронежа Людмила Бородина