В срок не уложились. Почему тормозит реконструкция киосков в Воронеже?

Пока лишь четверть киосков соответствует новым требованиям. © / Анастасия Ходыкина / АиФ

Весной 2024 года все не имеющие фундамента торговые точки Воронежа должны изменить свой облик – стать тёмно-серыми с большими стеклянными окнами-витринами. Однако далеко не все НТО рады этим изменениям.

   
   

Почему чиновники решили снова обновлять киоски, и какие проблемы возникли у предпринимателей, выяснял «АиФ-Воронеж».

Считаем потери

Как сообщили в мэрии Воронежа, на данный момент введено в эксплуатацию 414 обновлённых НТО или 25% от имеющихся – всего, согласно утверждённой схеме, заключено 1665 договоров на размещение торговых объектов. По словам предпринимателей, нынешняя реформа НТО особая. Так, если раньше главный архитектор менял лишь цвет киоска – мол, был жёлтый, пусть будет коричневый, то есть дизайн подразумевал реконструкцию предыдущего, теперь же, с заменой большей площади на стекло, получается, по сути, новый объект.

По информации сайта компании «Ларёк36», занимающейся строительством нестационарных торговых объектов, самый маленький НТО в 6 кв. м сейчас стоит 530 тыс. рублей, а площадью в 20 кв. м.  – почти миллион.

В Воронежском областном «Объединении предпринимателей» немало историй о владельцах киосков. Например, некая Лариса реконструировала свой павильон год назад, но до сих пор не может расплатиться по кредиту. Благо, есть вторая точка, она и выручает. У другой предпринимательницы, Татьяны, до недавнего времени был всего один киоск и тот сдан в аренду сети быстрого питания. Она планирует продать его, так как ей самой реконструкцию не потянуть. По подсчётам «Объединения предпринимателей», в результате реформы «потери» в малоформатной торговле составят примерно 15-20% – люди просто уйдут с рынка.

«На сайте «Авито» можно увидеть, сколько продаётся киосков и павильонов, - комментирует юрист организации Елена Арапова. – Если место перспективное, то НТО стараются предлагать торговым сетям – тем, у кого есть силы на эту реконструкцию. Есть и те, кто просто ждёт часа «икс» – расторгнут договор, значит, тому и быть. Но таких людей немного, ведь зачастую киоск – единственный источник дохода семьи. Серьёзные расходы не всем по карману. К тому же представители малоформатной торговли мало защищены. Нужно, например, соблюдать свою группу товаров. Например, если продавать мороженое, то только - его. А какое мороженое зимой? Тревогу начали бить достаточно давно, когда закрылись киоски местного завода мороженого «Холод». Дорого обходятся онлайн-кассы, электричество. Регулярно растут требования по маркировке».

Изначально власти планировали обновить НТО до осени 2022 года. Однако коррективы внесло неспокойное время, а главное – дорогой, мудрёный и неудобный типовой проект новых ларьков, где «на молекулы» разложили их цвет, размер, козырьки, материалы, а ещё прописали, где должны находиться дверь и окно для отпуска товаров. Всё это вызывало массу вопросов.

   
   

Из-за строгой регламентации типовых архитектурных решений НТО большая часть предпринимателей пошла по пути разработки и согласования индивидуальных эскизных проектов. Тем не менее, осенью прошлого года многие владельцы НТО получили акт несоответствия, им дали шесть месяцев на устранение недостатков. У кого-то срок завершается в апреле, у кого-то – в мае, а тем, кто имеет много киосков, конечную дату сдачи НТО продлили на полгода.

Погода не на пользу

В самом начале реформы в Воронеже появились компании, предлагающие создать киоск под ключ. Но и те, говорят, не справляются.

«Теперь предприниматели могут согласовать проект, но подрядчик не успевает его изготовить, - говорит Елена Арапова. – Кому-то работы не позволяет завершить погода. Предприниматель переживает: вложил деньги, а в срок не уложился, договор расторгнут. Если раньше предприниматель вовремя выплачивал стоимость размещения и не имел замечаний, с ним автоматически перезаключали договор, а теперь наши депутаты это преимущественное право отняли. И когда истекают договоры, все точки пойдут на торги, а в них могут участвовать и иногородние крупные игроки, которые вытеснят местных с рынка. Этот вопрос очень тревожит. Надеемся найти компромисс».

«Тренд - угасающий»

Председатель комитета по малоформатной торговле воронежского отделения «Опоры России» Константин Корнев:

«Для предпринимателя  важна перспектива. Если бы тренд на уличную торговлю был растущий – это одно дело, а тут наоборот. С 2008 года каждый год хуже предыдущего. Продавцы возрастные, молодёжь не идёт. Да и те, кто работает, присматривают места получше. Очевидно, условия труда не самые хорошие: на 10 кв. метрах вы как в шоу за стеклом. Зимой из-за обилия стекла очень холодно,  протопить не удаётся, а электроэнергии тратится много, из-за чего издержки  возрастают. А летом, вероятно, будет очень жарко.

Многие предприниматели ещё не полностью перешли на новый формат. По-прежнему много сдерживающих моментов. Допустим, сеть создавалась с нуля, киоски приобретались разного формата. А теперь, когда всё надо заменить, логично сделать  все объекты одинаковой площади. А нам отвечают: «Сначала поставьте, как у вас в документах, потом подавайте заявление на изменения в рабочую группу». Кроме того, новые коски требуют нового оборудования, а это дополнительные  затраты и нужен больший запас времени.

Часто мы слышим о хороших инвесторах, приехавших  из других регионов. С ними готовы подписать соглашения, предоставить преференции, ожидая вложений в бюджет, создания новых рабочих мест. А то, что наши предприниматели открыли рабочие места, это как само собой разумеющееся. Они же наши, куда они денутся?»

Нужен здравый смысл

Руководитель проектов воронежской НКО «Наш регион» Илья Бейлин:

«В своё время многие начинающие предприниматели выбирали НТО, так как те находятся ближе к потребителю и дешевле по содержанию, чем торговля на первых этажах домов. Но долгое время не был урегулирован внешний вид киосков. И вот, в последние лет пять идёт активный процесс согласования. Мэрия долго уговаривает предпринимателей проводить реконструкцию, и если бы она не начала «выкручивать руки», то многие бы вовсе не реагировали. Но я также не сторонник того, чтобы ради красоты закрывать бизнес. Должен победить здравый смысл.

Во многих европейских городах торговые объекты унифицированы. При этом есть  и оригинальные, и старые. Справедливо, когда идёшь по центру города и видишь понятный, радующий глаз дизайн торговых точек. А для других городских районов, может, и не стоит соблюдать жёсткие требования. Но в любом случае, ржавые киоски, если они остались, лучше заменить».

Внимание на витрину

Ранее действующие архитектурные решения НТО были разработаны более 10 лет назад, в связи с чем внешний вид подавляющего большинства сооружений сейчас находится за гранью допустимого, рассказали в мэрии. Управление главного архитектора, проанализировав опыт Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, предложило новый облик торгового объекта со стильным дизайном и применением современных материалов. Концептуально внешний облик НТО нового формата подчеркивает свою нейтральность к городской среде, что позволяет интегрировать его в любое общественное пространство.

В основе цветового решения фасадов новых НТО лежит цвет «серая умбра» – глубокий, тёмный и очень насыщенный с перламутровыми бликами. Он также используется в цвете профиля витражного остекления, который даёт возможность человеку сконцентрировать своё внимание на витрине и выкладке товаров внутри НТО.

Сколько индивидуальных предпринимателей в Воронежской области?

  • 2008 г. – 156 тыс.
  • 2012 г. – 102, 5 тыс.
  • 2018 г. – 102, 1 тыс.
  • 2020 г. – 61,4 тыс.
  • 2021 г. – 54,6 тыс.
  • 2022 7. – 54 тыс.
  • 2023 г. – 54,9 тыс.

По данным Росстата.